Лента новостей
Востребованность онлайн-платформы Московского инновационного кластера за год выросла в 2,5 раза
«Январь на Ура!» от Эиком: новый год начинается с выгод
Форум WEB3 & AI — Знаковое событие для лидеров блокчейна и Web3 на Пхукете
Организаторы форума профессионалов креативных индустрий ArtMasters поделились деталями мероприятия
«Зима в Москве»: гостей «Путешествия в Рождество» ждут утренники и спектакли
Культура
«В вихре танца» выставка гелиогравюр Льва Бакста
С 13 февраля по 12 марта 2015 года в камерном формате галереи «MustART» будет проходить выставка «В вихре танца», посвященная творчеству выдающегося русского художника рубежа 19 – 20 веков, одного из ярчайших представителей объединения «Мир искусства», блистательного сценографа и книжного иллюстратора, – Льва Бакста.
Общественный поворот вкуса в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада
— вспоминал современник художника Мстислав Добужинский.
И действительно, трудно переоценить влияние Бакста на искусство всего 20 века: он стал законодателем нового стиля, причем не только в искусстве того периода, но и в повседневной жизни – моде, дизайне, произвел революцию в понимании сценического пространства, открыл новый взгляд на театральные декорации и костюмы.
Блистательное чувство пространства сцены, магия орнамента, богатые цветовые контрасты, восточная роскошь, синтезированная с аллюзиями на греческую античность и русским национальным характером – все это сделало работы Бакста, с одной стороны, удивительно не похожими ни на что другое, а с другой, позволило им найти отклик в душе каждого человека, независимо от национальных особенностей.
Работы Бакста над театральными декорациями для русских сезонов Сергея Дягилева стали вершиной его художественного творчества. Оформленные Бакстом постановки, такие, как «Жар-птица» Стравинского, «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Спящая красавица» Чайковского, стали известны на весь мир и принесли художнику мировое признание.
В 1913 году друг и коллега Бакста Жан Кокто предложил собрать все самые значительные работы художника воедино, сделав гелиогравюры и расписав их вручную в технике «пошуар». Слово «пошуар» (от фр. poche — карман, прорезь) переводится как «трафарет». Это способ создания произведения при помощи трафаретных форм, через которые вручную наносилась краска. Количество трафаретов соответствовало количеству воспроизводимых цветов.
Техника пошуара стала очень модной в начале 20 века, ее использовали многие выдающиеся русские и западные художники: Наталья Гончарова и Михаил Ларионов, Анри Тулуз-Лотрек и Эдгар Дега, Пабло Пикассо и Хуан Миро и многие другие. По эскизам Бакста было создано 80 гелиогравюр, 50 из которых раскрашены в технике пошуар, а 30 остались монохромными. На выставке «В вихре танца» представлены более 40 гелиогравюр к самым знаковым эскизам театральных костюмов Льва Бакста.