Лента новостей
В Москве открылся бар Summer Punch — летний поп-ап от Сергея Орлова и Александра Пичугина
В Парк-отеле Орловский торжественно открыли скульптуру и фонтан Графа Орлова
От госсектора до транспорта: какие московские проекты стали лауреатами национальной ИТ-премии
Фестиваль индийской культуры пройдет в Москве с 5 по 13 июля
Экономика
Российские адвокаты признали факт оскорбления Барака Обамы

Редакция журнала Москва Ньюс попросила предоставить свои комментарии по факту оскорбления президента США Барака Обамы в рекламе и правоверности вынесенного наказания за нарушение закона о рекламе.
Комментарий адвоката Владимира Зотова

Согласно пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе», в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
На рекламном щите изображена фотография Президента США Барака Обамы, а рядом изображен мультипликационный персонаж Мойдодыр, который как известно из детской сказки не мог терпеть грязных людей и который укоризненно смотрит на Барака Обаму.
В данном случае, всем известно, что Президент США Барак Обама является афроамериканцем, и у него смуглый цвет кожи. В данной рекламе цвет кожи Барака Обамы преподнесен так, как будто бы она является грязной (темной, закопченной) как у шахтера, трубочиста, сталевара и т.д., следовательно ее необходимо отмыть, что бы она стала светлой как у обычных людей европеоидной внешности. На помощь в этом случае придет Мойдодыр, сказочный персонаж который отмоет кожу.
Слоган рекламы взят из той же сказки про Мойдодыра, при этом, данные слова адресованы всем тем, кто испачкался и не моется. В данном случае налицо факт оскорбления Барака Обамы как по непристойному сравнению так же и по расовому признаку, так как его кожу признают грязной (т.е. не светлой как у европейцев), при этом, его сравнивают с трубочистом. Наказание вынесено совершенно справедливо. Однако!
Если все же решение будет обжаловано, то интересно, на чем будет строиться защита «Элвес»?
Я предполагаю, что на том, что человек в рекламе собирательный образ, или это только человек похожий на Обаму (как в свое время в одной из бань был человек похожий на прокурора). В этом случае, «Элвес» должно доказать, что человек на щите не Президент США Барак Обама, у этого человека действительно белая кожа, и он работает трубочистом, согласитесь — это не легкая задача. В любом случае, я расцениваю шанс на отмену решения весьма небольшим, так как доказать что-то обратное будет не легко.
Антон Толмачев, генеральный директор юридической компании «ЮрПартнерЪ»:
Полагаю, что УФАС вынес правомерное решение, и шансов его обжаловать у самарской компании практически нет. Независимо от политической обстановки, экономических кризисов и международного противостояния есть определенные требования, установленные к рекламным объявлениям, и критерии отнесения рекламы к категории недобросовестной и незаконной.
В частности, статьей 5 Закона «О рекламе» установлено, что реклама не может порочить честь, достоинство и деловую репутацию третьих лиц, кроме того, в рекламе не допускается использование непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе – в отношении пола, расы, национальности. Представляется очевидным, что рекламодатели использовали образ Президента США в сравнении с «немытым трубочистом» именно по причине его расы, а уж само это сравнение не вызывает вопросов к своему оскорбительному характеру. Считаю, что если бы рекламодатель использовал в такой же рекламе любой другой образ темнокожего человека с подобными формулировками, решение антимонопольной службы было бы таким же.
Комментарий управляющего Адвокатской группы «Левченко и партнеры»
Адвокат Данила Левченко: По существу решение УФАС по Самарской области является законным и обоснованным. В соответствии с ч. 6 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии и т.д. Не надо быть экспертом, чтобы с первого взгляда понять, что рекламные щиты ООО «Элвес-А» нарушают указанную норму закона. Обжалование этого решения, скорее всего, не принесет никаких результатов компании за исключением дополнительного пиара. Однако, сложно не отметить, что рекламная компания ООО «Элвес-А» достигла своего результата — оскорбительные рекламные щиты наделали много шума в СМИ.
Почетный адвокат России А. Ш. Майтесян
Я считаю, что УФАС неправы.
Во-первых, ими не учтено все обстоятельство в которых творил Обама в период своего президентства.
Сколько крови на его руках, сколько невинных беженцев из Ирака, Сирии, Ливии (можно перечислить еще дальше) погибают в настоящее время из за его бездарной международной политики. Лживое выступление с трибуны ООН. Много можно перечислить. К примеру, французские антимонопольные органы не осудили журнал Charlie Hebdo за карикатуру пророка Мухаммеда.
УФАС надо заниматься реально серьёзными проблемами, которые требуют безотлагательного решения или им на это ума не хватает.
К комментарию адвоката Владимира Зотова хотелось бы добавить, что имеется народная поговорка, «Каждый думает по мере своей испорченности».
Я не ставлю вопрос компетенции господина адвоката и не хочу его оскорбить, и прошу прощения у Зотова. Все дело в том, что мультипликационный персонаж Мойдодыр, который как известно из детской сказке не мог терпеть грязных людей и который укоризненно смотрит на Барака Обаму можно и расценить переносном смысле.
В данном случае никакой роли не играет цвет его кожи и его не надо очистить от грязи. а просто имело ввиду, что Обама испачкался от своих грязных дел и не хочет очистится, а продолжает грязные дела и его надо очистить от грязных дел связанных с международной политикой