Общество

Наставничество выходит на новый уровень: итоги исследования «Машука» и ВЦИОМ

Аналитики Центра знаний «Машук» и АЦ ВЦИОМ выяснили, какое место занимают наставники в жизни россиян. Согласно результатам проведенного ими всероссийского онлайн-опроса, 44% граждан хотели бы иметь наставника, а 77% уже взаимодействовали с менторами в разное время своей жизни. Итоги исследования были представлены 12 ноября на пресс-конференции в пресс-центре ТАСС.

В опросе участвовали 4005 человек в возрасте от 8 до 60 лет. Наибольшая потребность в наставниках отмечена среди молодежи: 68% респондентов до 30 лет заявили о желании получить наставника. Среди участников старшей возрастной группы (45–60 лет) с подобным мнением согласны 59%.

В 60% случаев наставниками выступают коллеги по работе, которые помогают адаптироваться и развиваться профессионально. Родители и опекуны берут на себя эту обязанность для 38% респондентов, учителя и преподаватели — для 37%. Родственников в качестве наставников предпочитают 27% опрошенных, а психологов — 6%, при этом женщины чаще мужчин обращаются к психологам как к наставникам (8% против 4%). Эти данные привел генеральный директор Фонда содействия изучению общественного мнения и председатель Общественного совета при Министерстве труда и социальной защиты РФ Константин Абрамов.

Топ-3 самых востребованных наставников по результатам опроса выглядит так: коллеги (60%), родители (38%) и педагоги (37%). Друзей на эту роль выбирают лишь 18% участников исследования.

Считают наставника важным для профессионального развития 65% респондентов, а 36% нуждаются в нём для эмоциональной поддержки и помощи в принятии решений. Кроме того, многие люди обращаются к наставникам за советами в спорте для достижения высоких результатов, а также по семейным и личностным вопросам. Об этом рассказал генеральный директор Центра знаний «Машук» и заместитель генерального директора Российского общества «Знание» Антон Сериков.

Наставник должен быть старше — так считают почти все участники опроса (94%). Во всех возрастных категориях доля подобных ответов превышает 90%, тогда как наставников своего возраста выбирают лишь 16%. Пол наставника, по мнению 85% респондентов, не имеет значения, но на практике 50% мужчин предпочитают наставников-мужчин, а 42% женщин — наставников-женщин.

Человек, который постоянно учится новому (74%), умеет эффективно общаться (70%), обладает терпением (56%) и практическим опытом (55%) —таким видят идеального наставника участники исследования. Высокий уровень материального благополучия при этом не является важным.

Председатель Комитета Госдумы РФ по молодежной политике и член наблюдательного совета Центра знаний «Машук» Артем Метелев отметил, что институт наставничества уже получил законодательное закрепление: в Трудовой кодекс РФ внесена отдельная статья, посвящённая наставничеству. В ближайшее время работодатели получат рекомендации по внедрению программ наставничества, которые разрабатывает трёхсторонняя комиссия по трудовым отношениям.