Мир

Лазеры против антарктической зимы: инновационные технологии на службе полярников

Лазеры против антарктической зимы: инновационные технологии на службе полярников

Ветер рвет металлические конструкции, проникает в трещины, разъедает их солью. Температуры опускаются до -65°C, заставляя ломаться технику и делая любую работу настоящим испытанием. Здесь, на краю света, даже простой ремонт становится сложной инженерной задачей. В 2025 году в распоряжении полярников появится новое оружие в борьбе с экстремальными условиями — лазерная сварка.

Как стало известно, в феврале на российскую станцию Беллинсгаузен прибудет оборудование, способное менять представления о ремонте в условиях крайнего юга. Лазерный сварочный комплекс и гравировальный маркер, разработанные российской компанией LASERCUT, уже прошли серию испытаний, имитирующих климат Антарктиды. Они работали при температуре -30°C, выдержали ледяной дождь, мощные порывы ветра и даже песчаную бурю.

«Оборудование показало надежность в условиях, близких к антарктическим, — говорит Сергей Громов, инженер LASERCUT — Теперь его предстоит испытать на самом холодном континенте».

Сварка металлов без расходников, резка, очистка поверхностей — эти технологии могут стать незаменимыми для поддержания инфраструктуры станции. Сама станция Беллинсгаузен работает с 1968 года. Несмотря на регулярные ремонтные работы, коррозия и экстремальные погодные условия оставляют свой след на металлических конструкциях, лестницах, ограждениях. До сих пор восстановление поврежденных элементов было сложным процессом: детали приходилось доставлять с материка, ждать их месяцами. Лазерные технологии обещают исправить эту ситуацию.

«Лазерная сварка позволяет оперативно устранять повреждения, что особенно важно в условиях сложной логистики», — объясняет Анна Васильева, инженер Института Арктики и Антарктиды.

Помимо ремонта зданий, техника пригодится для изготовления запчастей для снегоходов, саней и инженерных конструкций, переработки старого оборудования, упрощая утилизацию металлолома. Лазерный маркер решит другую давнюю проблему — маркировку оборудования и инвентаря. В условиях сильных ветров, песка и постоянной смены полярников стандартные таблички и бирки быстро изнашиваются. Глубокая гравировка лазером позволит делать маркировку, которая выдержит десятилетия.

Примечательно, что лазерная сварка давно используется в авиакосмической и атомной промышленности, но в Антарктиде она окажется впервые. Если технология оправдает себя, это может стать шагом к созданию новых стандартов для работы в экстремальных условиях.

«Каждое новшество, которое появляется в Антарктиде, затем находит применение в других сложных средах — на Крайнем Севере, в глубоководных миссиях, в освоении космоса», — говорит Сергей Громов, инженер LASERCUT.

Первый отчет о работе лазеров в Антарктиде ожидается уже в феврале. Полярники надеются, что эта технология не только облегчит их работу, но и откроет новые возможности для научных исследований на ледяном континенте.

Фото на главной — Источник: LASERCUT