Общество

Культура подсознания: в Москве прошел научный паблик-ток на тему толерантности

Культура подсознания: в Москве прошел научный паблик-ток на тему толерантности

Психология и нейрофизиология вместе могут дать ответы на большинство вопросов о человеке, стереотипах, толерантности, законах общества и реакциях психики. В частности, нетолерантность к людям не относится непосредственно к людям, она относится к тому, насколько мы способны совладать с неопределенностью. Об этом рассказали эксперты на паблик-токе «Культура подсознания: почему нам не нравятся отличия?», организованном 31 октября на площадке федерального научно-методического Центра в области психологии и педагогики толерантности. В роли спикеров выступили кандидат психологических наук, директор Центра толерантности Еврейского музея Анна Макарчук, а также руководитель Лаборатории нейромаркетинга МГИМО, эксперт психодиагностики Олег Клепиков.

В фокусе обсуждения на мероприятия оказались четыре блока: неопределенность и способы с ней взаимодействовать; стереотипы и предрассудки; социальная идентичность и межгрупповое взаимодействие, а также плюсы, минусы и фундаментальные основания для конкуренции.

Борьба внутренняя и внешняя

В современном мире разнообразия человек взаимодействует с незнакомым, непонятным и не всегда приятным каждый день. Но несмотря на образование и эмпатию, привычки и опыт, воспитание и сам статус человека современного, а значит менее предвзятого, принимать «иное» сложно. 

По словам экспертов, все дело в том, что ксенофобия и другие формы нетолерантности — это, по сути, смещение нашей борьбы с неопределенностью среды в социальные отношения. Это кажется парадоксальным, но социальные отношения в данном случае — это более безопасная среда и при сильном страхе мы в первую очередь предпочитаем решать не те проблемы, которые на самом деле стоят перед нами, а сублимировать их, например, таким образом.

«Мы не можем просто расслабиться и жить там, где все понятно, где люди нам приятны, где системы прогнозируемы. Для развития и сохранения жизни необходимо оставить и конкуренцию — поскольку в ней нет ничего плохого, она стимулирует развитие, и кооперацию — поскольку именно она отличает нас от детей», — рассказал Клепиков.

Наименее толерантные люди – это люди, которые не способны или не могут в силу различных обстоятельств обучаться и раскрывать для себя новое с другой стороны. А также те люди, которые предпочитают отреагировать сублимацией или вытеснять, а не искать новые подходы к решению стоящих перед ними задач.

Нетолерантность, по словам исследователей, также связана с нашей неспособностью решать сложные комплексные задачи. Когда на фоне таких задач наши психика и тело оказываются не в ресурсе и вне обучающих механизмов, без поддерживающих нас людей, мы, говоря языком психологии, регрессируем, то есть постепенно отказываемся в своих моделях мышления, эмоциональных реакциях и поведении до все более и более раннего возраста и от этого просто перестаем быть способными решать эти задачи. И в конечном счете это приводит к примитивным реакциям и эскалации в отношениях – мы воспринимаем действительность как маленькие и зачастую напуганные дети.

«Нам очень важно понимать, что задача с одной стороны, должна соответствовать психологическому возрасту человека, который ее решает, иначе у него не будет средств для ее решения, с другой – нам необходимо с вниманием заботой и уходом относиться к тем, кто регрессировал до ранних стадий и предоставлять им поддержку для того, чтобы нивелировать этот регресс и впоследствии вернуть этим людям возможность решить стоящие перед ними задачи, возможно в чем-то дополнительно обучив их, дав лучшие и более эффективные практики», — отметил руководитель Лаборатории нейромаркетинга МГИМО.

Таким образом, вопросы толерантности, это не вопросы специального решения. Это базовые вопросы внимания к каждому члену общества, соразмерности задач и требуемых для них ресурсов, знаний, навыков и аппетита к риску. Это вопросы гуманитарной культуры и образования. И вопросы перегруженности современного человека информацией, опытом и т.д.

Позитивные практики

Нетолерантность также связана с непониманием функциональных значений практик, культурных кодов, религиозных ритуалов, языка и других аспектов человеческой коммуникации. Крайне важна и жизненно необходима просветительская работа в этих направлениях. Человек понимающий не становится человеком фанатичным.

Кроме того, необходимо работать с идентичностью. Анна Макарчук привела в качестве примера ситуацию во Франции середины прошлого века. Как рассказала эксперт, в школах 60-х годов регулярно возникали конфликты между мигрантами из Алжира и детьми из французских семей.

Школы решили создать смешанные этнические футбольные команды и инвестировать педагогические ресурсы в то, чтобы создать у обучающихся значимость этих команд, спорта, сотрудничества. Как только удалось создать надэтническую идентичность, энтическая напряженность ушла, поскольку связь с командой оказалась не менее значимой, чем связь с этносом. Как результат, сплоченная команда страны, которая ярко проявила себя на международных турнирах и целых два обладателя звания лучшего футболиста планеты («Золотого мяча» от France Football) из сборной Франции с алжирскими корнями.

«То, что мы можем делать, — это работать с идентичностью. Такая работа — это всегда вопрос усложнения картины мира: чем с большим числом групп я себя идентифицирую, тем больше вероятность пересечения “я” и “ты”, а значит появления диалога на равных. Если у меня есть только одна социальная роль, то она вырождается и возводится в неживой абсолют. Если у меня есть и другие роли, то они позволяют меньше конфликтовать с внешним и внутренним миром. “Разный” человек имеет больше валентностей для связей», — объяснила психолог.

Вопросы толерантности – это также вопросы отношений с нехваткой власти. Когда человек обретает достаточное количество знаний и навыков, когда он принят с этим в социальной среде, а главное, самим собой, вопросы толерантности исчезают.

В то же время толерантность – это во многом про качество родительской культуры, внимания к потребностям ребенка и его развитию. Это вовсе не значит избалованность – необходима именно продуктивность в понимании родителями потребностей и способностей своего ребенка и наличие у них средств для адекватного удовлетворения этих потребностей и развития этих способностей.

Таким образом толерантность зависит от:

— обучаемости,

— ресурсности,

— адекватности риска.

Справочно

Лаборатория нейромаркетинга МГИМО МИД РФ интегрирует нейронаучную, поведенческую, социально-психологическую, вычислительную и коммуникационную экспертизы, что вместе с самым современным оборудованием и программным обеспечением позволяет проводить широкий спектр прикладных исследований в области маркетинга, брендинга, управления клиентским опытом и коммуникацией, разрабатывать инструменты дистанционной автоматизированной психометрии.