Лента новостей
Экономика
Экономист Марат Айдагулов: как ИИ меняет человеческую жизнь
К 2027 году объем рынка технологий искусственного интеллекта (ИИ) в мире достигнет $407 млрд. Экономист Марат Айдагулов считает, что у России есть потенциал к лидерству на рынке ИИ, однако для этого необходимо существенно перестроить коммерческие и государственные процессы.
«“Включи музыку”, “заведи будильник” — многие из нас каждый день говорят подобные фразы, обращаясь к небольшой пластиковой приставке. В 21 веке искусственный интеллект (ИИ) стал неотъемлемой частью нашей жизни, трансформируя её во многих аспектах. Он внедряется в повседневную практику, улучшая качество жизни, оптимизируя процессы и открывая новые возможности, — отмечает Марат Айдагулов. Умные помощники, такие как, например, Siri и Алиса, облегчают выполнение простых задач: от управления бытовой техникой до поиска информации в интернете. Это создает комфорт, избавляя нас от необходимости выполнять рутинные действия».
Отметим, что по статистике компаний, разрабатывающих технологии ИИ, 97% мобильных пользователей используют голосовых помощников на базе искусственного интеллекта.
«Прежде всего, ИИ изменил подход к работе, — подчеркивает Марат Айдагулов. Автоматизация рутинных задач позволяет людям сосредоточиться на более креативных и стратегических задачах. Например, программное обеспечение на основе ИИ может анализировать большие объемы данных, выявляя тренды и закономерности, которые сложно заметить человеку».
По словам экономиста, ИИ наиболее широко применяется сегодня в медицине, финансовом секторе, торговле, образовании, транспорте и в сфере развлечений.
Так, например, одним из мировых трендов в сфере образования является персонализированное обучение, основанное на анализе потребностей студентов. Это позволяет каждому получать знания в собственном темпе. Платформы, использующие ИИ, могут адаптировать материалы и тесты, чтобы соответствовать индивидуальным способностям учащегося.
Также в современных банках и финансовых учреждениях ИИ используется для автоматизации рутинных процессов, анализа больших данных и прогнозирования рыночных тенденций. ИИ значительно улучшает клиентский опыт. Чат-боты и виртуальные помощники помогают клиентам получать ответы на вопросы и решать проблемы в режиме реального времени, что повышает уровень обслуживания.
«Однако важно понимать и то, что с внедрением ИИ возникают и определенные риски, включая вопросы конфиденциальности данных и этические аспекты использования алгоритмов», — отмечает Марат Айдагулов.
При этом экономист отмечает, что на сегодняшний день одна из существенных зон роста для сферы ИИ в России – это более широкое применение технологии малыми и средними предприятиями.
«В России малый бизнес с трудом внедряет искусственный интеллект в свои процессы, что связано с недостатком знаний и опыта в этой области. Многие предприниматели не понимают, как ИИ может помочь им оптимизировать операции, повысить эффективность и улучшить обслуживание клиентов», — отмечает Марат Айдагулов.
Также он указывает на то, что малым компаниям часто не хватает бюджета на внедрение сложных ИИ-систем, и они боятся инвестировать в технологии, которые не понимают.
«Поэтому для перспективного развития ИИ в России необходимо активное сотрудничество государства и разработчиков, направленное на создание доступных продуктов и стимулов для малого бизнеса. Это может включать субсидии на внедрение технологий, программы обучения и поддержку стартапов в области ИИ, — отмечает Марат Айдагулов. Разработка простых и интуитивно понятных решений поможет малым компаниям преодолеть барьеры и повысит их конкурентоспособность».