Лента новостей
Tarrad Development запускает три новых жилых проекта в Дубае
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Релизы
За последние пять лет в центральных районах российских городов-миллионников наблюдается стагнация строительства новых ТЦ

28 февраля 2025-го возле Тверской заставы открылся ТЦ «Афи Галерея». Ожидается, что в течение года должен быть введен в эксплуатацию торговый сегмент многофункционального проекта Chkalov (локация у Курского вокзала). Других премьер столичном центре нет и не предвидится. В других миллиониках ситуация еще сложнее: их центральный районы не видели новых проектов минимум несколько лет. По данным УК «САМПА», в Казани, Санкт-Петербурге и Волгограде «засуха» длится с 2013 г., в Омске – с 2011-го, а в Ростове-на-Дону – с 2006-го. Означает ли это, что тема «торгового центра в городском центре» фактически закрыта? Или формат готовится к перерождению?
Исследование, проведенное специалистами УК «САМПА», показало, что центральные районы 16 российских городов с населением от 1 млн человек суммарно включают 149 торговых комплексов разного масштаба (общая площадь – 5,1 млн кв. м, арендопригодная – 3,0 млн кв. м). В Москве сеть таких объектов насчитывает 33 адреса, в Санкт-Петербурге – 26, в Екатеринбурге – 19, в Нижнем Новгороде – 14, в Перми – 10, в остальных мегаполисах – менее 10.
Самая высокая концентрация торговой недвижимости в рамках городского центра характерна для Екатеринбурга. Без малого треть валового екатеринбургского GLA (31,8%) связана с теми самыми 19 комплексами. Рекордный результат во многом был достигнут за счет крупнейшего регионального ТРК «Гринвич», частично восстановившего работу после 10-дневнего закрытия. Если исключить этого гиганта из подсчетов, показатель опустился бы до 16,6%. Тогда бы первое место в рейтинге досталось Нижнему Новгороду. По обе стороны от устья Оки готовы к эксплуатации 290,6 тыс. кв. м качественной торговой недвижимости – 29,3% от фонда, который располагает весь город. Помимо Екатеринбурга и Нижнего в топ-5 фигурируют Челябинск, Воронеж и Волгоград с пропорцией в 23-24%. В Перми и Омске значение центральных локаций для городской торговой индустрии заметно меньше. Их вклад не превышает, соответственно, 19,4% и 17,9%.
Чаще всего на долю центра в мегаполисах приходится по 10-11% используемых торговых пространств. Эта пропорция установилась в Краснодаре, Казани, Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске. Близкие значения (8,3%) демонстрирует Красноярск. На самарском, уфимском и ростовском рынках присутствие торговых комплексов с «центральной пропиской» сводится к мизерным значениям. Они занимают всего несколько процентов в общей структуре предложения.
По мнению Марии Дороховой, коммерческого директора УК «САМПА», исследуемая категория ТЦ – первые кандидаты на реконцепцию: «Около 80% объектов торговой инфраструктуры, которые сейчас функционируют в центральных районах российских мегаполисов, имеют как минимум 15-летний стаж.
Первый этап освоения центральных локаций торговыми девелоперами продолжался с 2001-го по 2005-й гг. Тогда появилась примерно четверть нынешней экспозиции (28%, 41 адрес). Наиболее плодотворным периодом стали 2006-2010 гг. Их наследство – 54 действующих ТЦ (36% выборки) с 960 тыс. кв. м GLA. Но затем дали о себе знать истощение запаса качественных земельных участков и перераспределение инвестиционных потоков. Как итог, в пятилетие 2011-2015 гг. были сданы 23 комплекса, в 2016-2020 гг. – 3, а в 2021-2025 гг. – 5. Последний дебют – открытие ТЦ «Афи Галерея» по соседству с Белорусским вокзалом Москвы – состоялся в самом конце февраля 2025 г. От предшествовавших стартов (ТЦ «Павелецкая Плаза» и вторая очередь ТЦ «Смоленский Пассаж) его отделяют три с лишним года. Это не самый долгий перерыв на столичном рынке. Между премьерами того же «Смоленского Пассажа 2» (2021 г.) и ТЦ «Казанский» прошло девять лет. В центре Санкт-Петербурга экспозиция ТЦ не обновлялась с 2013 г., когда первых посетителей принял реконструированный универмаг «Чкаловский». Парой дебютов в 2022 г. отметились Челябинск («Таганай») и Пермь (iMALL Эспланада). В миллионниках к востоку от Урала активность девелоперов прекратилась в 2018 г. (новосибирский ТЦ «Река»), к западу – в 2017 г. (запуск ЦУМа и третьей очереди ТРЦ «Галерея Чижова» в центре Воронежа).
«В размещении новых торговых центров внутри городского центра сегодня нет ни возможности, ни потребности. Исключениями выступают несколько мегаполисов (Ростов-на-Дону, Уфа, Самара). Нужно учитывать, что центр города – это специфическая локация, и трафик в ней формируется иначе, чем в спальных районах. Лишь небольшая часть горожан проживает здесь постоянно. Как правило, люди приезжают сюда ради шопинга, развлечений, отдыха и работы. Но за этот поток классическим ТЦ нужно конкурировать с очень насыщенным уличным ритейлом. Выиграть конкуренцию можно только за счет уникального наполнения и качественной инфраструктуры., – резюмирует Мария Дорохова, коммерческий директор УК «САМПА».