Общество

В «Деловой России» обсудили локализацию электромобилей

В Москве прошел круглый стол подкомитета «Деловой России» по развитию такси. Участники обсудили формирование отдельных критериев локализации для электромобилей, чтобы они могли продолжить работу в таксопарках с 2026 года. Модератором выступил член генсовета и председатель подкомитета Алексей Быков.

«Важно обсудить задачи, которые стоят перед участниками рынка и профильных ведомств, зафиксировать проблемы, которые надо решить вместе. В такси давно активно используются электромобили, есть парки, которые специализируются только на электротранспорте. Такси может стать мощным драйвером, который создаст предпосылки и условия для развития электротранспорта и электроинфраструктуры в стране», — подчеркнул он.

Зампред «Деловой России» Антон Данилов-Данильян заявил, что локализация промышленности электромобилей напрямую зависит от спроса на конечные изделия, и здесь власти должны оказывать поддержку предприятиям. По его словам, сейчас автокомпоненты – один из приоритетов отрасли, но пока нет ответа, сколько конкретно машин будет продано, где используются соответствующие детали. Из-за этого некоторые проекты смещаются и откладываются.

«Государство обеспечивает через субсидии спрос на электромобили: сколько будет приобретаться в муниципальные и госпарки, в таксопарки, это относится и к другим видам транспорта, включая автобусы. Этот ориентир позволяет оценить, достаточен ли масштаб для организации производства компонентов. Точной оценки спроса, госзаказа, субсидирования для покупателей нет, и этим надо срочно заняться. Как только это станет ясно, будет более-менее понятен объем, и тогда рынку надо предложить производство соответствующих автокомпонентов», — подчеркнул зампред.

Член горсовета, председатель комитета «Деловой России» по электротранспорту Алексей Кучмин отметил, что без помощи государства будет сложно добиться полной локализации производства электротранспорта в России. По его словам, электродвигатели, магниты, подшипники и некоторые другие комплектующие для электротранспорта сейчас поставляются только из дружественных стран.

«Необходима глубокая поддержка государства, чтобы госкорпорации на всю страну могли развивать эти направления для того, чтобы дальше локальные компании, субъекты малого и среднего бизнеса, технокомпании могли использовать произведенные в России компоненты. Поднимается огромнейшее количество производств, научных баз, институтов, которые в этом процессе могут быть задействованы. И тогда я верю в то, что на выходе это будет полностью российский электромобиль», — сказал Алексей Кучмин.

Эксперт подкомитета по развитию такси «Деловой России» Алексей Гуцуляк отметил, что сейчас для таксопарков сильно ограничен выбор электромобилей – по сути это всего три машины стоимостью более 2 млн руб., приобретение которые не всегда целесообразно для использования в такси, например, на севере страны. По его словам, субсидий на приобретение таксопарками электромобилей сейчас нет, из-за этого многие небольшие компании не приобретают такие машины.

«Каждый таксопарк рассчитывает, за сколько он сможет реализовать автомобиль, потому что как правило операционная деятельность либо околонулевая, либо минусовая, дотационная. Электромобили сейчас продаются за 20-30% от той цены, за сколько их покупали. И далеко не факт, что они еще продадутся за эти деньги. Этот вопрос можно закрыть обратным выкупом машин производителями электротранспорта, потому что они понимают, за сколько они готовы выкупить автомобиль и реализовать его от себя», — заявил эксперт.

Также он призвал производителей электрокаров взять на себя расходы по утилизации батарей таких машин. Кроме того, он обратил внимание на различие в цене на разных зарядных станциях для электромобилей в Москве и призвал обеспечить контроль в этой сфере. По итогам встречи участники договорились подготовить предложения для профильных министерств и ведомств, чтобы поддержать локализацию электромобилей в стране и помочь бизнесу расширить применение электрокаров.