Лента новостей
Московские экспортеры примут участие в 36 выставках и бизнес-миссиях в 2025 году
«Зима в Москве»: в столице подвели итоги фестиваля в честь китайского Нового года
Открылся прием заявок на конкурс детского рисунка «Наследие моего района»
Крупнейшая онлайн-конференция «Поиск ответов» объединит более 200 000 участников
Более 50 пунктов для сбора подарков участникам СВО к 23 Февраля будет работать в столице
В Москве открылся набор на новый поток проекта для НКО «Наставничество»
Технологии
Стало известно про проблемы российских школ сталкиваются при переходе на отечественное ПО
Около 20% российских учителей испытывают трудности с использованием ИКТ
Техническая трансформация набирает обороты: к концу года свыше половины российских компаний перейдут на отечественное ПО. К 2030 году этот показатель может достичь 80%. Однако школы сталкиваются с проблемами, мешающими им вовремя присоединиться к этому процессу. Бюрократия, обновление учебных планов и нехватка ресурсов замедляют их движение. В итоге, хотя вузы и школы вместе уже используют около 60% отечественного софта, лидируют в этом переходе в первую очередь университеты, рассказал Антон Мостовой, заместитель генерального директора АО «Р7», разработчика Р7-Офис.
Первая проблема — привычки. Педагоги долго работали в Photoshop, Windows, MS Office. Теперь иностранные программы дороги, техподдержка затруднена, нет обновлений, есть риски безопасности. Уже в начале 2023 года школы начали переходить на отечественные сервисы и облачные хранилища, опасаясь блокировок и потери данных.
Вторая проблема — нехватка умений. Около 20% учителей испытывают трудности с использованием ИКТ. Если доступ к привычным программам исчезнет, придется искать аналоги, тратить время и ресурсы. Ученикам тоже сложно адаптироваться к новым программам, даже обновленным версиям. Помочь здесь могут технологии адаптивного образования.
Школьники также испытывают трудности при адаптации к новым технологиям обучения, даже если это просто обновленная версия программы. Сгладить эту ситуацию могут технологии адаптивного образования.
Третья проблема — недостаточная популяризация отечественного программного обеспечения. Учебники и методические материалы часто основаны на зарубежных продуктах, а учителей продолжают обучать работе с иностранным ПО. Это закрепляет зависимость от них и затрудняет переход на отечественные инструменты.
Это создает замкнутый круг: школы используют иностранное ПО из-за привычки, а переход на российское воспринимается как дополнительная нагрузка.
Учителя-новаторы часто не получают поддержки. Лишь 12% низовых проектов финансируются. Без ресурсов эти инициативы не выходят за пределы отдельных школ.
Системные проблемы мешают переходу. Недостаток господдержки — главная причина. 65% низовых инициатив не могут найти средства. Новые технологии требуют освоения, что затруднено для 66,4% учителей. Каждый пятый педагог не владеет ИКТ, что приводит к выгоранию и снижению мотивации учеников.
Эффективное внедрение отечественных технологий в образование возможно только через сотрудничество всех участников процесса. Школы уже сегодня могут начать переход на российское программное обеспечение, вместо ожидания готовых решений «сверху». Одновременно необходимо повышать цифровую грамотность педагогов и учеников, отметили аналитики.