Общество

«Счастливый день» в Новом драматическом театре

«Счастливый день» в Новом драматическом театре

1870-е годы. Сербы воюют с турками, российские добровольцы отправляются на Балканы. Почтмейстер уездного городка Сандырев, отец двух дочек на выданье, погружён в события на мировой арене, предоставляя улаживать семейные дела своей энергичной супруге. Она в отчаянии: вот-вот прибудет генерал с ревизией, уволит мужа за казнокрадство, поборы и прочие служебные вольности…

Тем, кто давно не перечитывал одноименную комедию А. Н. Островского и Н. Я. Соловьева, может показаться, что режиссёр Вячеслав Долгачёв серьёзно переосмыслил и осовременил классическое произведение. Но впечатление это обманчиво. К авторскому тексту в МНДТ отнеслись почтительно, даже бережно – всего-то парочка незначительных сокращений – а звучит он так, будто написан по горячим новостным сводкам. Костюмы, актуальный саундтрек с Billie Eilish, самокат и офис «Почты России» — всё это лишь стильная упаковка. Смыслы и содержательные связи пьесы остались неприкосновенными; именно на их фундаменте режиссёр строит работу с актёрами. В их составе – опытные мастера (Дмитрий Светус, Наталья Рассиева, Роман Бреев, Николай Разуменко) и молодые участники труппы.

Художник Маргарита Демьянова погружает зрителя в особый мир, который кажется знакомым – кто не помнит вечного ремонта и чахлых фикусов в казённых стенах? – но при этом парадоксально свободным от жирного быта. Провинциальный пейзаж с его дикой архитектурной смесью вынесен на занавес; на заднике же гордо раскинулась географическая карта – обобщённым символом цивилизации, одним словом, «земли обетованной». На этом фоне, ненавязчивом – и одновременно энергетически заряженном – чётко прорисованы персонажи. Каждый дуэт интересен по-своему, но в сцене танца младшей дочери с приезжим чиновником (Наталья Гришагина – Максим Горшков) происходит настоящий апофеоз: столица и «вся остальная Россия» искушают друг друга. Нужно обладать безупречным чутьем, чтобы поставить, а главное – исполнить такую рискованную сцену, не свалившись в безвкусицу; и артистам это удалось. Формально это история о том, как спасти отца, соблазнив проверяющего; фактически – о взаимном влечении, где неясно, кто собственно кого обольстил.

Главная тема постановки – борьба провинциалов за шанс вырваться из своего захолустья, сбежать туда, где хорошо, но нас почему-то до сих пор нет – близка и зрелому человеку, помнящему советские времена – и сверстнику молодых актёров, амбициозному зрителю, для которого «уехать» синоним счастья. Визит генерала с помощником к проворовавшемуся почтмейстеру как раз и становится таким шансом для персонажей спектакля, балансирующего между комедией и катастрофой. Кому-то повезёт, а кто-то останется дома – но кто же в итоге счастливчик? И на что готовы пойти герои в погоне за мечтой?

Фотографии предоставлены пресс-службой «Нового драматического театра (МНДТ)»