Лента новостей
Tarrad Development запускает три новых жилых проекта в Дубае
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Общество
Преобразование образования: эксперт школы «Новый взгляд» о том, стоит ли сокращать школьные годы

В начале учебного года помощник президента РФ Владимир Мединский взбудоражил общественность предложением сократить время обучения в школах и вузах. Господин Мединский считает, что 11 лет на получение среднего образования — это «непозволительная роскошь», обучение должно стать более сжатым, практичным и профессиональным. Портал Edexpert узнал у заместителя директора по основной и старшей школе «Новый взгляд» Михаила Лебедева о том, готова ли российская образовательная система к таким радикальным переменам. Делимся конспектом мнения эксперта.
Пройти «пятилетку за три года» можно, но нужно ли?
У школ есть все возможности, как нормативные, так и инструментальные, чтобы «провести» ученика через 2 учебных класса за один год. 10−11 классы уже должны быть ориентированы на запросы самого ученика: он может перейти в колледж, или приблизить дату последнего звонка на год.
«Если ученик понимает, что он может освоить годовую программу, например, два класса за год, то надо понимать: инструменты и нормативная база позволяют это делать. Но вредно навязывать это всем. Потому что если запроса со стороны ученика нет, а мы принудительно „ускоряем“ его, то это может сыграть злую шутку», — комментирует Лебедев.
Что сократить не получится
Школьное образование может сжиматься (или расширяться) за счет старших классов, но подобное ускорение недопустимо в блоке общего образования (5−9 классы). Это «ядро» школьного образования, основанное на понимании возрастной психологии.
«Абстрактное мышление складывается только к подростковому возрасту 12−13 лет. Высшую математику в пятом классе никто не освоит. Это чисто физиологически невозможно. Поэтому здесь ускорение или акселерация недопустимы. Почему в школьной программе химия с восьмого класса? Потому что уровень этого предмета предусматривает чисто физиологическую готовность осваивать абстракцию», — отмечает эксперт.
Дело в качестве, а не количестве
Время обучения «должно быть спрессовано, чтобы потом [ученик мог] раньше вступать в сферу профподготовки и быть конкурентоспособным», отмечал в своем выступлении Владимир Мединский. Но проблема, которую господин Мединский предлагает решить сжатием процесса обучения, связана, в первую очередь, не с продолжительностью школьной жизни, а с количеством и качеством практических знаний в программе и этапом перехода «школа — вуз → вуз — работа».
Карьерная ориентация действительно в стране страдает: сегодня примерно у 45% работающих россиян деятельность никак не связана с ВУЗовской специальностью.
Чтобы образование стало стартовой площадкой человека в выбранной профессии, современной школе необходимо расширять практико-ориентированный подход. Например, в «Новом взгляде» — это сочетание академических знаний с бизнес-практиками.
«Школа должна сама являться некоторой опытной площадкой подрастающего человека. Он не просто получает знания о той или иной науке, но и пробует эти знания в действии. Какие-то из этих навыков могут быть предпрофессиональными или даже профессиональными, особенно если говорить про прикладные дисциплины, как IT. Если школа предоставляет такие возможности, можно очень качественно сформировать и профессиональные компетенции», — заключает заместитель директора по основной и старшей школе «Новый взгляд» Михаил Лебедев.