Общество

Новое в процедуре восстановления гражданства Румынии

Об изменениях в области законодательства Румынии о гражданстве рассказывает член коллегии адвокатов Бухареста, адвокат Виктор Бирка

В последние годы интерес к восстановлению гражданства Румынии на постсоветском пространстве становится все большим. Дело в том, что Румыния предоставляет возможность лицам, проживавшим на территориях, входивших в состав румынского государства до Второй мировой войны, а также их детям и внукам, восстановить гражданство страны. Паспорт Румынии дает своему обладателю все права гражданина страны – члена Евросоюза, со всеми вытекающими последствиями.

Однако законодательство Румынии о гражданстве регулярно изменяется и модернизируется. Так, 22 июля 2021 года был принят и опубликован закон «О порядке коммуникации посредством электронных средств связи при подаче и рассмотрении заявлений о восстановлении гражданства Румынии», который вносит изменения в Закон «О гражданстве Румынии» № 21/1991.

В этом законе содержится ряд интересных новаций, которые несколько изменяют процедуру восстановления гражданства, точнее – вопросы коммуникации между Агентством по гражданству Румынии и собственно гражданами – соискателями румынского гражданства.

Так, рассматривается порядок связи с помощью электронных средств коммуникации при подаче заявлений о предоставлении румынского гражданства. Закон о внесении изменений в Закон о румынском гражданстве № 21/1991, который вводит процедуру связи с помощью электронных средств в случае подачи заявлений о предоставлении румынского гражданства, был одобрен в среду 21 июля 2021 года на заседании правительства страны.

В настоящее время процедура передачи корреспонденции и распоряжений президента Национального органа по вопросам гражданства относительно утверждения / отклонения заявлений о предоставлении / восстановлении румынского гражданства осуществляется посредством почтового письма, отправляемого с уведомлением о получении. Ежегодно Национальное управление по вопросам гражданства отправляет более 100 000 заказных писем, в основном за границу, через услуги, предлагаемые румынской почтой.

Но у этой процедуры есть существенные недостатки.

Во-первых, необходимо постоянно привлекать большое количество специалистов на трудоемкие виды деятельности.

Во-вторых, многие сообщения не доходят до получателя, а повторная отправка писем влечет за собой новые затраты и способствует накоплению значительного количества писем.

К примеру, в 2020 году из общего количества адресов, по которым Комиссия по гражданству запрашивала заполнение административных файлов, только в 56% случаев было возвращено подтверждение о получении, подписанное получателем. В 44% случаев либо почта Румынии вернула корреспонденцию с такими упоминаниями, как «отсутствие постоянного места жительства» или «истек срок хранения», либо ответ в Управление не был отправлен.

Какие мы видим последствия? Прежде всего, многие решения невозможно рассматривать далее, возникают сложности с восстановлением переписки, естественно, имеют место и многочисленные расходы. Заявления нельзя отклонять, но и сложно рассматривать далее.

Возможность использовать электронные средства коммуникации позволяет решать многие сложности. Например, устанавливается право заявителей выбирать подпись при подаче заявления о гражданстве для получения корреспонденции с помощью электронных средств коммуникации. Сообщение сопровождается расширенной электронной подписью Национального органа по вопросам гражданства на основе квалифицированного сертификата, который заменит печать учреждения и подпись президента ведомства.

Наконец, что самое важное, в значительном количестве файлов о гражданстве встречаются недостоверные документы о гражданском состоянии. Поэтому закон содержит требование апостиля или суперлегализации иностранных документов, предоставляемых соискателями румынского гражданства. Это требование исключает те риски, которые могут возникнуть вследствие мошеннических действий, предоставления фальшивых или недостоверных документов. На протяжении последнего года действовала ведомственная инструкция Агентства по гражданству, которая требовала предоставление апостиля. Но поскольку инструкция не носила характер закона, это требование оспаривалось в некоторых случаях в судебном порядке. Теперь же в вопросе об апостиле поставлена точка: это обязательное требование и уже никаким судебным разбирательством этот вопрос не пересмотреть.

Следует также отметить, что для соискателя румынского гражданства во избежание возможных проблем лучший выход – обратиться к квалифицированным юристам – специалистам по международному и миграционному праву. Из всех участников рынка услуг в этой области, пожалуй, можно выделить только одного, компанию România-live, которая уже в течении полугода работает только с апостированными документами. Кроме этого, она проводят полный аудит уже поданных ранее пакетов документов на восстановление гражданства и дополняют его в соответствии с действующими требованиями законов и нормативных актов.