Экономика

Нефтяники решили «отнять и поделить» прибыль «Транснефти» ради повышения собственных долгосрочных сверхприбылей

Нефтяники решили «отнять и поделить» прибыль «Транснефти» ради повышения собственных долгосрочных сверхприбылей

Первый квартал 2020 года для всего мира запомнится пандемией коронавируса, затронувшей почти все основные сферы жизни и бизнеса. Досталось и нефтяному рынку, который и без того сотрясался от конфликта внутри ОПЕК+. Весной из-за логичного в данных обстоятельствах, но не предсказанного ранее снижения спроса произошло падение цен на нефть — котировки марки Brent достиглианомальных 19 долларов за баррель.

Вся эта ситуация привела к тому, что нефтяные компании получили низкую прибыль или вовсе убыток за первый квартал 2020 года. Российские нефтяники к такому раскладу не привыкли. И хотя с весны нефтяной рынок уверенно пошел на поправку, Brent возвращает свои котировки к нормальным доковидным значениям, а Urals и вовсе торгуется с премией в 2,35 доллара к Brent, нефтедобытчики в России продолжают говорить о своем бедственном положении, пишет информационное агентство REGNUM.

Участники нефтяной отрасли запускают удивительную дискуссию, запрашивая у правительства полного пересмотра долгосрочных тарифов на транспортировку нефти. По мнению нефтяников, поскольку они понесли убытки в одном квартале, а “Транснефть” получает стабильную прибыль за свои транспортные услуги, то значит честным будет эту прибыль отнять у индустрии логистики и отдать индустрии добычи, то есть как раз нефтяникам.

Сейчас рынок в России выглядит так: в стандартных условиях нефтяники продают нефть на рыночных условиях и получают свою сверхприбыль, в зависимости от котировок нефти, “Транснефть” обеспечивает поставки по фиксированным государственным тарифам и получает фиксированную прибыль, вне зависимости от мировых цен. В условиях пандемии или других кризисов нефтедобытчикам достается урезанное количество прибыли, а “Транснефти” — то же количество.

И такую систему нельзя назвать нелогичной: вне зависимости от внешних условий и изменений на рынке котировок, “Транснефть” обеспечивает функционирование всей индустрии. В кризисные времена у нефтедобытчиков есть возможность снизить свои расходы: снизить уровень добычи, отказаться от переменных расходов, переделать свой бизнес-план. В то время как “Транснефть” не такая гибкая, ведь это инфраструктурная компания с высокой долей постоянных операционных расходов — она отвечает за постоянное и качественное функционирование всех трубопроводов.

По мнению нефтяников, если эта система и логична, то она все же несправедлива: по их словам, тарифы “Транснефти” завышены. Так ли это? Последние проекты компании были реализованы в зоне вечной мерзлоты, что в условиях рыночного формирования тарифов на транспортировку подняло бы их стоимость в несколько раз. Однако на 2020 год тарифы “Транснефти” в 2,5 раза ниже среднемировых. Самой компании это, скорее, вредит — за последние три года ее прибыль снизилась на 23%, в то время как средняя прибыль нефтяников выросла на 174%. И кому в такой ситуации нужно помогать?

Нефтяники на волне убытков в первом квартале 2020 года смело нашли “богатых” в лице “Транснефти”, умело окрестили себя “бедными” и пошли в крестовый поход к правительству, чтобы забрать прибыль себе. Однако в лучшие годы с высокими ценами на нефть и при огромных льготах от государства нефтяники не шли в такие же походы, чтобы делиться прибылью с “Транснефтью”, которая обеспечивает им надежную транспортировку. Но даже не в этом дело. Подобные дискуссии об экспроприации прибыли и снижению тарифов ведут к большим рискам для индустрии: недофинансирование логистики часто приводит к появлению чрезвычайных происшествий.

Пока показатели “Транснефти” по безаварийности выше среднемировых, так может не стоит рисковать экологией и регулярностью поставок ради повышения и без того огромных сверхприбылей частных акционеров нефтяников?