Лента новостей
Tarrad Development запускает три новых жилых проекта в Дубае
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Общество
Названы системные недостатки АТС России, следствием которых стала авиакатастрофа SSJ 100 в Шереметьево
Анализируя авиакатастрофуSSJ 100 в Шереметьево в масштабе единой авиационно-транспортной системы АТС России, очевидно, что она произошла в самом оснащенном аэропорту на новейшем постсоветском серийном самолете с экипажем ведущей в Г.А. России авиакомпании — Аэрофлот. А это уже тревожный сигнал, предупреждение всем тем, кто пользуется услугами гражданской авиации не только в Аэрофлоте, но и в России в целом.
Единая АТС России — КОМПЛЕКС, имеющих взаимодействие и взаимовлияние организационно взаимосвязанных между собой на всех уровнях подсистем, структур, объектов, организаций, учреждений, компаний и подразделений государства, образующих отрасли — ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ (Г.А.) и МИНАВИАПРОМ (МАП), осуществляющих совокупную деятельность, направленную на достижение конечной цели – безопасную, доступную, эффективную, регулярную, ритмичную, с высокой культурой обслуживания, масштабную авиационную перевозку пассажиров и грузов.
Единая АТС России осуществляет четыре уровня деятельности: высший (законодательно – управляющий, организующий и контролирующий), федеральный с его региональными филиалами (нормативно-управляющий, организующий и контролирующий), эксплуатационный (производственно – управляющий, организующий и контролирующий) и первичный, низовой (осуществляющий авиаперевозки), который является продуктом трех вышестоящих уровней деятельности. Суть деятельности сводится к формированию благоприятной, бесконфликтной СРЕДЫ на каждом из уровней.
Структура единой АТС России включает:
- на высшем уровне – генпрокуратуру, главу государства, правительство Р.Ф, Госдуму;
- на федеральном уровне с его региональными филиалами, в виде территориальных управлений ГА — Минтранс Р.Ф, Авиарегистр, Росавиацию, Ространснадзор, региональные территориальные управления Г.А, АУЦ, АРЗ, ЦВЛЭК и ВЛЭК, Гос НИИГА и ГЦ БП, Росавиакосмос с ОКБ (АНТК), заводы – изготовители ВС, ЛИИ, НИИ, ВУЗ (ы);
- на эксплуатационном (производственном) уровне — предприятия ОВД, аэропорты, эксплуатантов ВТ (авиакомпании), АТБ, летные отряды (подразделения); службы обеспечения полетов;
- на первичном, низовом уровне — экипажи ВС и специалистов всех служб обеспечения полетов.
Совершенной АТС России является комплекс, в котором при его функционировании отсутствуют или сведены к безопасному минимуму системные ошибки, нарушения, недостатки и факторы, не превышающие критический порог защиты. Несовершенной АТС России является комплекс, в котором при его функционировании возникают системные ошибки, нарушения, недостатки и факторы, превышающие критический порог защиты. Золотым правилом АТС всегда было, есть и останется на все времена – В АВИАЦИИ НЕТ МЕЛОЧЕЙ, из которого следует, что системные ошибки, нарушения и недостатки, абсолютно недопустимы или должны быть сведены к безопасному приемлемому минимуму!
Недостатки и факторы трех верхних уровней носят системный (управленческий) характер и влекут различные по масштабам и видам ущерба негативные последствия, за которые должна следовать адекватная нанесенному ущербу ответственность виновных. Недостатки и факторы на первичном уровне носят не только персональный, но и совокупный характер.
Суть любой авиакатастрофы заключается в том, что это не случайные трагические события, а закономерные события, связанные с проявлением значительного количества системных ошибок, нарушений, недостатков и факторов, возникаюших при функционировании АТС России, которые превысив критический порог и разрушив все механизмы защиты, в совокупности являются ПЕРВОПРИЧИНОЙ НЕСОВЕРШЕНСТВА АТС РОССИИ, которые проявляются в виде АВИАКАТАСТРОФ.
1. Системные недостатки, нарушения и факторы высшего уровня АТС России.
После распада СССР, в век «перезагрузки, перестройки» по решению сверху была раздроблена наша монопольная государственная авиакомпания Аэрофлот. С этого момента в АТС начинают возникать серьезные системные недостатки и факторы. Было уничтожено всесоюзное министерство Г.А.СССР, вместо которого появились: Минтранс Р.Ф, который стал определять политику всех видов транспорта, включая Г.А., Росавиация, которая стала отвечать за ее реализацию, а Ространснадзор, осуществляющий контроль за деятельностью Г.А. Ответственного госоргана за состояние безопасности полетов вообще не оказалось и спросить за возникшую высокую аварийность было не с кого.
Бездумно стала уничтожаться эталонная, транспортная, рентабельная отрасль, способная обеспечивать нужды всего населения страны доступными, полномасштабными, эффективными, регулярными, безопасными, с высокой культурой обслуживания воздушными перевозками.
Были прекращены все виды поддержки и финансирования Г.А. России.
Произошел катастрофический обвал пассажироперевозок на воздушном транспорте. Мы получили полное отсутствие авиауслуг на местных и региональных авиалиниях, неподъемные для населения тарифы на авиаперевозки. Мы получили небезопасные, нерегулярные, неэффективные, с низкой культурой обслуживания пассажиров авиаперевозки. Огромное количество компаний — однодневок с беспрецедентным уровнем аварийности, ввиду их абсолютной несостоятельности. Перелеты по России стали дороже, чем заграницу. Мы лишились тысяч рабочих мест на разрушенных заводах — изготовителях отечественных ВС. Потеряли авиацию ПАНХ и ДОСААФ.
2.Системные недостатки, нарушения и факторы федерального уровня АТС России.
В министерстве транспорта РФ сегодня не осталось ни одного чиновника из числа действующих пилотов. В аппарате работают далекие от авиации менеджеры (врачи, адвокаты, педагоги и т.д.), не имеющие высшего специального авиационного образования, не имеющие опыта работы в этой специфической, чрезвычайно сложной и опасной отрасли.
Развалилось главное управление летной службы ГлавУЛС с его летно-инспекторским составом. Развалилась, построенная на принципе жесткого централизма, эффективная вертикаль госуправления и госконтроля за уровнем организации летной работы ОЛР на местах. Развалилась и главная инспекция МГА, подчинявшаяся непосредственно министру Г.А. СССР. Развалились инспекции в регионах, исчез 5000 корпус института общественных инспекторов. Без прежнего ГлавУЛС, его действующих пилотов- инспекторов, мобильной инспекции во взаимодействии с бывшим при правительстве Госавианадзором СССР, Росавиация и Ространснадзор никогда не станут эффективными, полноценными, государственными, независимыми, контролирующими органами.
Существующая система сертификации эксплуатантов в Г.А. России далека от совершенства, как в структурном, кадровом, нормативном, так и процедурном плане и не является полноценным инструментом госрегулирования. Система не является централизованной, независимой, прозрачной и эффективной.Осуществляемая сегодня СЕРТИФИКАЦИЯ ЭКСПЛУАТАНТОВ, не является гарантом соблюдения многочисленными эксплуатантами законных прав пассажиров и их защиты.
После развернутой иностранными советниками в российских СМИ ложной компании о якобы ненадежности отечественных ВС, фаза разрушения перешла в фазу самоуничтожения и в стране был прекращен выпуск гражданских, отечественных ВС.
3. Системные недостатки, нарушения и факторы эксплуатационного уровня АТС России.
Появившееся огромное (неуправляемое и неконтролируемое) число новых, частных, коммерческих, финансово несостоятельных авиакомпаний – однодневок, реально на деле, не соответствуют государственным требованиям. На первом месте у них оказались вопросы коммерции, прибыли, выживания, а отнюдь, не безопасности полетов.
Новоявленными руководителями этих компаний, стали пришедшие в авиацию с большими амбициями бизнесмены, люди, зачастую, жадные до прибыли, далекие от авиации, имеющие статус неприкасаемых и не имеющие представление о том, что АВИАБИЗНЕС – ЭТО АРХИСЛОЖНЫЙ, АРХИЗАТРАТНЫЙ И АРХИРИСКОВАННЫЙ специфичный, ни на что непохожий вид бизнеса, где понятия ЭКОНОМИЯ и БЕЗОПАСНОСТЬ абсолютно несовместимы! Где начинается ЭКОНОМИЯ, там заканчивается БЕЗОПАСНОСТЬ!Это людинеспособные и нежелающие выполнять летные законы и правила, мешающие им получить ВСЕ и СРАЗУ, ничего не вкладывая! Стилем их работы на волне демократии является вседозволенность хозяина.
Компании, которые некомпетентно и непрофессионально управляются внутри и безобразно контролируются сверху, отгородились понятием «коммерческой тайны». Компании, используя контрактную форму найма, комплектуются лояльными руководству кадрами по принципу: «экономь на всем и не выноси сор из избы», и это строго контролируется работодателем. Компании, где все скрывается, где возникающие проблемы не решаются, а загоняются глубже, где все нестабильно и непредсказуемо, где создается видимость деятельности, отвечающей государственным требованиям. Компании, где пытаются выжить любой ценой, идя на всевозможные нарушения, упрощения требований государственных стандартов и правил, где каждый работающий ощущает себя временщиком.
4. Системные недостатки, нарушения и факторы первичного уровня АТС России.
Пилот экипажа самолета SSJ 100 — ЭТО ПРОДУКТ АТС, за который должна отвечать и нести ответственность вся АТС России, так как в ней все взаимосвязано, взаимозависимо и оказывает взаимовлияние. Если пилот — сильный ПРОФИ, то его таким сформировала здоровая, профессионально сильная, идеально функционирующая АТС и наоборот, поэтому разбираться следует не столько с пилотом, сколько с АТС! Факт ошибки пилота – человеческий фактор (ЧФ), который зачастую выдвигают как главную причину той или иной катастрофы, используя системный подход, следует рассматривать лишь как НЕПОСРЕДСТВЕННУЮ причину, послужившую переходу аварийной ситуации в катастрофическую и только.
А ведь психо-физиологические резервы у пилотов, как и у всех нас (будь то управленец, законодатель, конструктор и т.д…), имеют свой предел, ПРЕВЫСИВ КОТОРЫЙ ЧЕЛОВЕКУ СВОЙСТВЕННО ОШИБАТЬСЯ. Значительный процент «ошибок летного состава» реально принадлежит не им, а тем, кто не умеет или не хочет формировать для исполнителей БЛАГОПРИЯТНУЮ, БЕСКОНФЛИКТНУЮ СРЕДУ и, именно, эти действия являются ПЕРВОПРИЧИНАМИ преобладающего количества авиационных происшествий. В результате ошибки одних становятся виной других! В нашей катастрофе с самолетомSSJ 100это четко прослеживается в системных недостатках и нарушениях, допускаемых на трех верхних уровнях функционирования АТС России, о которых шла речь выше.
В современных условиях каждый раз отправляясь в полет, экипаж берет на себя бремя сфокусированных на нем недостатков, ошибок, нарушений, упущений персонала всех структур и организаций АТС, как правило, далеко отстоящих от НЕПОСРЕДСТВЕННЫХ виновников происшествия. Расследуя АП, свершившиеся по вине экипажа, зачастую выработанные мероприятия по предотвращению АП в будущем, затрагивают интересы законодателей, управленцев, руководителей, инспекторов, ОКБ, НИИ, предприятий изготовителей, органов сертификации и т. д.
К примеру: недостатки в управлении авиакомпанией могут повлечь низкий уровень организации летной работы ОЛР и высокую аварийность; недостатки в метео обеспечении могут повлечь недостоверный прогноз погоды и попадание экипажа в опасные метеоусловия (в нашем случае в зону грозовой деятельности); недостатки в аварийно-спасательном обеспечении влекут невозможность выживания пассажиров, в случае вынужденной посадки, как это имело место в данной катастрофе SSJ 100 и т.д.
Но так больше продолжаться не может. В авиации четко и неотвратимо действует его величество ЗАКОН – не извлекаете уроки из прошлых катастроф, аварий, поломок и инцидентов – получите следующую.
Исходя из системных ошибок, нарушений, недостатков и факторов, вскрытых на трех предыдущих, вышестоящих уровнях функционирования АТС России, прослеживается четкая причинно-следственная связь с происшедшей катастрофой, в виде нарушения функционирования современной АТС России, вследствие ее несовершенства. Несовершенство АТС России – это прямое следствие разрушительного реформирования отрасли, вследствие неверно взятого и бездарно реализованного курса на ПЕРЕСТРОЙКУ российскими властями. Именно это и является истинной ПЕРВОПРИЧИНОЙ катастрофы в Шереметьево.
ПЕРВОПРИЧИНА данного АП в Шереметьево обусловлена некомпетентной и непрофессиональной деятельностью высшего уровня АТС — в лице руководителей государства; федерального уровня АТС — в лице минтранса России, Росавиации и Ространснадзора, непосредственно проводивших в жизнь политику непродуманной перестройки страны и разрушительных реформ в гражданской авиации страны и в авиапроме, повлекших самоуничтожение АТС СССР. Все остальные, вскрытые комиссией по расследованию катастрофы многочисленные, второстепенные НЕПОСРЕДСТВЕННЫЕ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИЧИНЫ, лишь являются следствием данной ПЕРВОПРИЧИНЫ.
Главными виновниками катастрофы являются управленцы всех трех верхних уровней функционирования АТС России (высшего, федерального и эксплуатационного).
Продолжение статьи следует.
Волчинский Юрий Яковлевич, ветеран Г.А. СССР и России, отличник Аэрофлота, заслуженный работник транспорта РФ, почетный работник транспорта России, неоднократно расследовавший АП
Электронный адрес: volchint@yandex.ru