Лента новостей
Tarrad Development запускает три новых жилых проекта в Дубае
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Общество
Надежда Медведева: почему трудовое воспитание в школы нужно вернуть

Для начала давайте постараемся более четко понять, о чем речь.
В советское время в школе были уроки труда, сейчас это уроки технологий. Суть этих уроков практически не изменилась. Мальчиков учат держать в руках молоток и прочие инструменты, девочек учат шить, вязать, готовить различные блюда.
А о чем же, собственно, спор? Что входит в понятие «трудовое воспитание»? Старшее поколение наверняка помнит дежурства по классу, по школе, субботники, сбор макулатуры и металлолома и прочее. Многие ездили в трудовой лагерь после 8-го класса. Что обозначает сочетание «трудовой лагерь»? Ребята вместе с учителями ездили в колхоз или совхоз и трудились там на полях и грядках. Кстати, студенты тоже ездили в подобные лагеря, а еще к уборке картошки, например, привлекали научных работников и техническую интеллигенцию. Помните у Высоцкого: «Небось картошку все мы уважаем, ежели с сольцой ее намять!» У меня воспоминания об этом сводятся к короткому: было тяжело, но весело!
А что же сейчас? По закону об образовании без разрешения родителей в школе запрещено использовать детский труд. То есть, в принципе, даже просьбу учителя «стереть с доски» при желании можно назвать эксплуатацией детского труда.
В чем плюсы возвращения трудового воспитания в школы? Во-первых, в той форме, как было, это вернуть, видимо, не получится. Да и не нужно. Во-вторых, дежурство по классу, например, это работа в команде, а это в наше время очень ценно. В-третьих, чередование дежурных тоже приучает к определенному взаимодействию. Сегодня тебя обслуживают, а завтра ты это делаешь. В-четвертых, труд – это хорошо! Те, кто любят математику, в этом не сомневаются. Вспоминается, что когда студенты нашего вуза ездили в сельхозотряды, то всегда считалось, что самые пахари – это именно математики!
А в чем же минусы? В наше время у детей помимо 6–7 уроков в школе еще много всяких других занятий. И если «трудовая повинность» будет занимать еще дополнительное время, то это и на детей, и на учителей еще одна лишняя нагрузка. А может не лишняя?
Ну, и, конечно, человеческий фактор. Как обычно, кто-то переусердствует, кто-то превысит полномочия.
Разумеется, многие учителя и на своих уроках учат ребят работать в команде. Например, у математиков есть масса практических заданий наподобие треугольников: определение высоты предмета, расстояние до недоступной точки и другие. Подобные задания отлично выполняются в команде. Но математика и сама по себе приучает трудиться в четком режиме, способствует трудовому воспитанию.
Кроме того, математика – один из обязательных предметов, который сдают выпускники школ. А значит, хочешь-не хочешь, а нужно трудиться.
Отдельно надо сказать о тех, кто хочет сдавать профильную математику на высокий балл. Такой результат с кондачка не получится сотворить.
Иногда ученики меня спрашивают: «Надежда Павловна, а те из Ваших учеников, которые сдают на 96–98 баллов, они особенные?» Смотря что под этим понимать. Особенность таких ребят в том, что математикой они начали серьезно заниматься не внезапно в 11-м классе, и даже не в 10-м. Это учащиеся, которые всерьез заняты данным предметом по крайней мере с 7 класса. И даже ранее. Поскольку считается, что математические способности проявляются довольно-таки рано.
Но не только в способностях дело. Математика – это систематический труд, терпение, взаимодействие в команде. Почему именно систематический труд? Потому что многие темы, как говорится, сквозные. То есть, начали примерно в 5-м или в 7-м классе, а затем тема развивается, одно встраивается в другое. В результате, чтобы разбираться как следует в сложной теме, надо знать основы.
Как математика приучает к терпению? Как это ни странно прозвучит, но к терпению ребят приучают олимпиадные задачи. Почему? Потому что за нестандартные задачи берутся, как правило, ученики, которые знают школьную математику на «отлично». Они привыкли, что стандартные задачи решаются «с ходу». И вдруг… Оказывается, есть задачи, над которыми думаешь больше 15 минут! Как же так? А надо запастись терпением, чтобы рассмотреть несколько вариантов решения, выбрать правильный. Иногда на это уходит несколько дней.
Взаимодействию в команде учат не только практические задачи по математике, о которых я упоминала выше. Приведу еще один пример.
Есть у меня мини-группа по решению нестандартных и олимпиадных задач. Именно в этой группе ребята учатся с уважением относиться к идеям каждого, не мешать мыслить, выслушивать друг друга, делиться идеями.
Все-таки школа – это не только образование, но и воспитание будущего поколения. И если в результате хотим получить гармоничную личность, то без трудового воспитания не обойтись.
Надежда Медведева, репетитор по математике и физике, в образовании более 40 лет,
ученица Л. С. Атанасяна, предприниматель