Лента новостей
Общество
Как «электронный нотариат» помогает гражданам
Сейчас каждое третье нотариальное действие основано на цифровых технологиях, свидетельствует статистика. Уже 10 лет работает Единая информационная система нотариата, которая была создана по инициативе Федеральной нотариальной палаты.
Сейчас в ЕИС содержится более 377 млн записей обо всех совершенных за это время нотариальных действиях, только с начала 2024 года база пополнилась 19 млн записей.
Внести сведения могут только нотариусы, у третьих лиц к системе доступа нет. ЕИС максимально надежно защищена, за все время работы не было случаев утечек информации.
С помощью ЕИС осуществляется оперативное взаимодействие нотариата с другими ведомствами и организациями, на ее базе работают публичные реестры и сервисы для граждан и бизнеса.
Благодаря «электронному нотариату» выросла скорость оказания нотариальных действий (все запросы делаются онлайн) и повысилась их безопасность (провести дополнительные проверки заявителей также можно в онлайн-режиме).
В число электронных партнеров ФНП, в частности, входят Росреестр, ФНС, МВД, Центробанк, Центральный каталог кредитных историй и органы ЗАГС. Из баз МВД нотариусы получают данные документов, удостоверяющих личность, из органов ЗАГС — сведения о семейном положении и родственных связях, а из банков — информацию о счетах и вкладах.
Особую роль такое оперативное взаимодействие играет при удостоверении сделок с недвижимостью, помогая обеспечить их юридическую чистоту. После удостоверения сделки нотариусы сами направляют сведения для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде.
Сейчас срок регистрации перехода права собственности по нотариальным документам сократился до 6 часов. В 2012 году, до запуска ЕИС, он составлял 30 дней, а в 2022 году — примерно 13,5 часов.