Общество

Инвестпрограмма «квоты под киль» оказалась под грозой срыва

30 марта в Ленинградской области произошло ЧП на судостроительном заводе «Пелла». Во время работ на морозильном траулере «Скорпион» судно вдруг накренилось и завалилось на бок. На борту в этот момент находилось порядка 80 человек. Большинству удалось спастись, два работника погибли. Несчастный случай повлек за собой череду проблем у заказчика и вскрыл серьезные проблемы в судостроительной отрасли, которые могут погрузить в кризис и рыбную отрасль прицепом, сообщает «Комсомолка».

Заказчик – мурманская компания ГК «ФЭСТ» отказывается забирать упавшее судно. Во-первых, потому что морская вода могла повредить внутреннее дорогое оборудование, во-вторых, моряки народ суеверный, а тут сразу неудача. Сегодня речь идет даже не о многомиллионных убытках —  на строительство «Скорпиона» и второго аналогичного корабля был взят кредит в Альфа банке в 47 млн евро, —  а о потерянных квотах.

Корабли строились в рамках госпрограммы инвестквот, которая стартовала в 2017 году. В рамках проекта рыбопромышленники заказали на российских верфях 53 современных судна, общей стоимостью 172 млрд рублей. Это было гарантией получения квот на вылов рыбы и внушительной помощью судостроительной отрасли. Получив многомиллионные заказы, судостроители стали решать застарелые проблемы, рассчитываться по имеющимся финансовым обязательствам. В итоге, на строительство не осталось ни сил, ни времени, ни денег. Непосредственно на «Пелле» не было человека, который бы контролировал работы на «скорпионе», возможно, поэтому итог оказался столь плачевен.

Стоит отметить, что еще на этапе принятия программы инвестквот в 2017 году эксперты отрасли предсказывали будущие проблемы. Российские корабелы не имеют опыт строительства современных судов, нет соответствующего оборудования. Но программа все же стартовала. Из полусотни кораблей с верфей сошло только пять. Еще 26 сейчас в работе, но сдать в срок их не успевают. По одним объектам задержка составляет 6 месяцев, по другим – 2 года. Ситуация оказалась настолько критична, что глава Росрыболовства Илья Шестаков был вынужден доложить о ней президенту России Владимиру Путину.

До 2023 года на верфях заложат еще два десятка кораблей, строительство которых обещает затянуться. Но даже если рыбаки все же дождутся суда и выведут на промысел, то перед ними встанет новая проблема. Целая ремонтная отрасль России представлена лишь 30 предприятиями. Они могу удовлетворить 15% потребности в судоремонте. В итоге рыбаки могут попасть в зависимость от иностранного сервиса, ведь обслуживать и ремонтировать траулеры, сейнеры и ярусоловы где-то придется.

В этих условиях рыболовная отрасль решает, какой будет следующий этап программы квот в обмен на инвестиции. Лоббисты предлагают вновь отдать деньги верфям, но не ясно, какими доводами они руководствуются.

Альтернатива этому решению есть – многие уверены, что целесообразнее вложиться в береговую переработку. Заводы, в отличие от больших промысловых судов, возводят строго по графику, к тому же, страна нуждается в перерабатывающих мощностях.