Экономика

Горизонт планирования – один день: новые вызовы в логистике

Мировой логистический кризис еще не закончился, но в России эта сфера сейчас оказалась в еще более сложных условиях. Привычные цепочки поставок под угрозой и уже частично не работают, новые еще не разработаны.  Почему после заявлений об уходе западных брендов все еще не выросла вакансия в складах? Какие стратегии используют те, кто остался работать в России? Где слабые места в междугородней логистике? Как справляется отрасль? Рассказал Захар Вальков (Radius Group) в специальном материале для РБК Pro.

Уйти быстро – непросто

Предыдущий опыт показывает: процесс ухода компаний с рынка может тянуться годами. Так, например, как это было с Itella (финская транспортно-логистическая компания, ушла из России в декабре 2021, продав свои активы/склады компании Tablogix: она начала поиск покупателей еще в начале 2020 года, но сделка состоялась только спустя полтора года) и Immofinanz Group (австрийская инвесткомпания, ушла из России в декабре 2017 года, продав свои активы/торговые центры компании Fort Group – о своем решении уйти с рынка и продать объекты объявила в 2016 году).

Резкий уход – это всегда большие финансовые и репутационные потери (компании связаны договорными отношениями с сотрудниками, поставщиками, арендными отношениями с торговыми, складскими объектами и т.д.). Поэтому сегодня международные компании берут паузу и просто наблюдают за развитием событий.

На текущий момент мы не наблюдаем высвобождение складских помещений. Также нет информации о разрыве отношений с собственниками складских площадей. Компании-арендаторы заняли выжидательную позицию, а значит и логистика сейчас на паузе.

Но – не для всех. Ряд иностранных игроков подтвердил ведение свой дальнейшей деятельности и развитие на российском рынке. Отечественным же компаниям сейчас мешает активно развиваться экономический кризис, следствием которого являются инфляция и стоимость фондирования. Однако и эти игроки продолжают работать.

Работа без стратегии

Сейчас, в условиях неопределенности, никто из игроков не разрабатывает стратегии. Это будет возможно только тогда, когда завершится спецоперация.

В большей степени логистические операторы и ретейлеры ведут сегодня работу под ручным управлением, а горизонт планирования сузился до одного дня, максимум – недели.

На рынке мы видим несколько стратегий. Часть игроков стремятся оптимизировать складские площади, выстраивают цепочки поставок в режиме just-in-time, стремятся к тому, чтобы не держать лишние помещения. Другие начинают формировать запасы, наращивают мощности, арендуют дополнительные склады и переходят к модели just-in-case («на всякий случай»).

При этом для логистики есть и другие вызовы. Дело в том, что любая «непонятная ситуация» рождает у населения панику и потребность потратить деньги. Продовольственные ретейлеры во второй раз за два года столкнулись с повышенным спросом на крупы, а магазины бытовой техники и электроники (БТиЭ) рапортовали об очередях за электроникой.

При этом всем понятно, что резкий всплеск интереса к покупке отдельных групп товаров – явление временное, поэтому серьезно пересматривать цепочки поставок будет нерентабельно. С fashion-брендами другая ситуация – здесь логистика вообще на паузе: многие из них не разрывая договоры аренды торговых точек предпочли вывезти оттуда товарные остатки на склады.

Неопределенность

Если говорить о междугородней логистике, то самым слабым местом стало ограничение авиаперелетов в южных регионах, из-за чего сроки доставки туда интернет-заказов резко увеличились.

На международном рынке западное направление оказалось практически перекрыто, и слабо верится, что ситуация в ближайшее время резко изменится в лучшую сторону. Вероятно, развитие логистики и складов пойдет в сторону востока – в Казань и Новосибирск. Но делать сейчас конкретные прогнозы и давать сроки очень сложно.

Пока сложно говорить и о развитии логистики в ближайшем будущем. Этот сектор после кратковременного панического всплеска встал на паузу, как и вся российская экономика. Чем и когда все закончится – непонятно. А в условиях неопределенности принимать любые решения – рискованно.

Поэтому в текущей ситуации важно не приумножить свой бизнес, а сохранить действующие контракты и существующих партнеров. Общение всех сторон арендных отношений становится актуальным как никогда. Девелопер должен понимать все варианты развития событий в ретейле, а ретейлер – быть уверенным в позиции собственника относительно будущего объекта и условий аренды.

Если говорить предметно по ситуации с нашим флагманским проектом – индустриальным парком «Южные Врата», там на сегодняшний день введено в эксплуатацию более 550 тыс. м2 складских и производственных помещений класса А и представлено более 20 компаний-резидентов. Это крупные российские и иностранные компании. Вакансия составляет 0%, то есть свободных блоков нет. Нашей управляющей компании не поступало уведомлений от резидентов о прекращении деятельности на территории России, компании ведут свой операционный бизнес в стандартном режиме.