Экономика

Финансовый консультант Алексей Родин: Элементарная финансовая неграмотность — главная причина закредитованности населения

Финансовый консультант Алексей Родин: Элементарная финансовая неграмотность — главная причина закредитованности населения

В последние годы микрофинансовые организации (МФО) стали неотъемлемой частью нашей жизни, предлагая быстрый доступ к небольшим суммам денег для широкого круга потребителей. Однако, наряду с удобством и доступностью, деятельность МФО часто сопряжена с высокими процентными ставками и риском попадания заемщиков в долговую яму. В связи с этим, КонфОП (международная конфедерация обществ потребителей) предлагает ужесточить выдачу микрокредитов. Инициативу прокомментировал Алексей Родин, финансовый советник Глав семей, лауреат премии «Финансовая элита России», автор «Энциклопедии начинающего инвестора».

Предложения интересные, разберем их по пунктам.

1. Не выдавать микрокредиты тем, кто живет на пособия и соцвыплаты. Понятно, что их выплачивают не самым обеспеченным и вероятно они часто берут займы. Однако, тратить их на проценты в МФО неправильно. А обычно так и получается: людям не хватает денег — они берут микрокредит. Не отдают вовремя и платят проценты, в то время как сумма кредита не уменьшается. Получается замкнутый круг и человек оказывается в ловушке. В итоге социальные выплаты/пособия идут не на покрытие его нужд, а на обогащение МФО. С этим тезисом полностью согласен.

2. Предлагается ввести запрет на рекламу МФО, которая ориентирована на людей, имеющих низкий доход. Очень важный момент, учитывая, что с рекламы начинается привлечение клиентов. А реклама у микрофинансовых организаций, надо отметить, довольно эффективная. Человек видит то, что ему нужно, то есть «решение своих финансовых проблем» и т.п. А вот о последствиях просрочки или невыплаты финансовые организации стараются не упоминать крупным шрифтом. КонфОП предлагает сопровождать рекламу надписями типа «кредит может ухудшить ваше финансовое положение». На самом деле это хорошее предложение. Навязчивая реклама МФО толкает сомневающегося, но нуждающегося в деньгах человека на взятие микрокредита.

3. Калькулятор на сайте, чтобы человек смог посчитать, насколько обагатится МФО и сколько потеряет он сам, если не сможет вернуть долг вовремя. Возможно, это подействует отрезвляюще на человека и остановит его от погружения в «долговую яму». Думаю, на сайте каждой микрофинансовой организации подобный калькулятор должен быть обязательно, даже если это удорожает стоимость создания сайта. Я думаю эти меры в какой-то степени поспособствуют снижению закредитованности населения. Однако, на мой взгляд, главная причина здесь не в недостаточно жёсткой политике в отношении МФО, а в элементарной финансовой неграмотности. Кто обычно обращается в подобные организации? Те, кто не умеет грамотно распоряжаться своими деньгами. Им проще «впарить» микрокредит за огромные проценты. Поэтому, считаю, что надо повышать финансовую грамотность. Чтобы человек мог принимать разумные финансовые решения и у него не возникало даже мысли о том, чтобы взять долг под «дикие» 292% годовых.