Технологии

Эксперт ЛАНИТ рассказал о подготовке новых ИТ-профессионалов для машиностроения

Эксперт ЛАНИТ рассказал о подготовке новых ИТ-профессионалов для машиностроения

В России уже много лет актуальна проблема подготовки инженеров и ИТ-специалистов для машиностроительных предприятий. Острый дефицит кадров наблюдается в крупных промышленных городах: Москве, Санкт-Петербурге, Перми, Екатеринбурге и др. Организации нуждаются в специалистах, обладающих знаниями и опытом разработки и внедрения цифровых решений.

Директор департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ Александр Романов объясняет несоответствие компетенций молодых специалистов и потребностей отрасли тем, что крупнейшие машиностроительные холдинги непрерывно повышают уровень использования современных инновационных технологий на производстве. Опыт департамента цифровой трансформации машиностроения ЛАНИТ показывает, что крупные ИТ-компании могут значительно облегчить решение этой проблемы, обучая студентов цифровым методикам проектирования и производства.

ЛАНИТ практикует несколько форм обучения. Классическая форма  —  академические программы, которые создавались в соответствии с запросами университетов, а также с их отраслевой спецификой.

Так, в МГТУ им. Н.Э. Баумана на кафедре РК6 много лет назад был запущен отдельный курс “Системы автоматического проектирования” (САПР), который моделирует работу конструкторского бюро. Академическая программа курса включена в учебный план кафедры и основывается на учебном модуле по методологии нисходящего контекстного проектирования. Курс дает возможность студентам освоить технологии создания электронного макета изделия с применением CAD, CAE и PLM-систем.

Разработка единого цифрового макета изделия разделена на несколько этапов: формирование требований к изделию, конструирование его внешнего вида и функционирования основных блоков, организация технологического и производственного процессов.  “Все цифровое проектирование нужно делать по возможности бесшовно. Для того, чтобы сократить цикл разработки конструктор, технолог не выходят из системы, они все делают непосредственно в ней, так же, как и все остальные ее пользователи. Единая и актуальная для всех участников процесса среда проектирования позволяет драматически снизить число ошибок как при самом проектировании, так и при производстве и эксплуатации изделий”, — пояснил Александр Романов.

Вторая форма обучения, проектная. Проектное обучение наиболее приближено к процессу работы в реальном конструкторском бюро. Самым интересным опытом Александр Романов считает проект Formula SAE —  международные студенческие инженерные соревнования по созданию гоночных автомобилей типа “Формула”. В 2012 году для участия в соревнованиях МГТУ им. Н.Э. Баумана сформировал собственную команду Bauman Racing Team. Студенты занимаются проектированием и изготовлением гоночного болида, проводят  его испытания на реальной трассе. Проект длится около года, и за это время студентам удается отследить весь жизненный цикл изделия. По мнению эксперта, подобные проекты дают компании возможность отработать методологию, а также оценить, насколько методы, отлаженные для крупных предприятий, эффективны в процессе работы в маленьких проектных бюро. “Мы видим, что эти технологии работают очень неплохо. За последние три года уже около трехсот человек пришли в проект и прошли обучение по методикам ЛАНИТ. Сначала мы обучали всех лично. Теперь, когда уже накоплено много обучающих материалов, ребята занимаются самостоятельно. Мы предоставили Bauman Racing Team два видеокурса, три презентационных текстовых курса, разработали стандарты проектирования”, — поделился Александр Романов.

За весь период существования команды Formula Student участники смогли перейти от разрозненных программных средств к использованию единой PLM- системы, а также внедрить подходы проектирования “сверху-вниз” для увеличения актуальности и достоверности информации об изделии.

Следующий пример —  проект по оцифровке нескольких готовых изделий, в котором участвовали учащиеся академической программы ЛАНИТ из МГТУ им. Н.Э. Баумана, специалисты ЛАНИТ, а также сотрудники предприятия, выступившие в роли наставников.

Для успешного завершения проекта группе из двадцати человек потребовалось менее двух лет. Кроме того, участники смогли выявить и исправить ошибки в имеющихся документах. “Наша методология позволяет выявить все случаи расхождений чертежей и того, как реально изготавливается деталь, найти чертежи, давно уже не отражающие действительность”, — разъяснил Александр Романов.

В данный момент основной целью ЛАНИТ является наращивание опыта поддержки инженерного образования для дальнейшего масштабирования обучения. Для этого компания тесно сотрудничает с МГТУ им. Н.Э. Баумана на площадке нового Научно-образовательного центра (НОЦ), где специалисты ЛАНИТ работают над академическими программами, которые с помощью преподавателей МГТУ им. Н.Э. Баумана будут распространяться в другие вузы страны.

В ближайшее время ЛАНИТ планирует выполнение совместного проекта с Сибирским государственным университетом путей сообщения по разработке специализированного устройства для нового поезда.

Еще одним новым партнером компании стал Уральский федеральный университет (Екатеринбург), на базе которого будет создана передовая инженерная школа.      

“Тесное сотрудничество с предприятиями очень важно. Со стороны государства уже созданы необходимые инструменты. Так, шагом вперед стало Постановление Правительства РФ № 619, принятое 8 апреля 2022 г., в рамках которого реализуется программа развития передовых инженерных школ, которая нацелена на создание и развитие новых научных, инженерно-технологических направлений совместно с высокотехнологичными компаниями, заинтересованных в получении новых кадров и развитии новых направлений совместно с лучшими научными центрами по всей стране”, — подытожил Александр Романов.