Лента новостей
Заявки на конкурс «Лидеры цифровой трансформации» в Москве поступили из 27 стран
Более пяти тысяч участников объединил Moscow Startup Summit
Москвичи высоко оценили проект для владельцев собак «Друг, спасатель, защитник»
Уже более 14 тысяч москвичей подали заявки на вступление в волонтерский корпус 80-летия Победы
Релизы
Больше пространства, быстрее покупки, осознаннее подход – тренды постпандемийного рынка новостроек

Весь 2021 год в сфере недвижимости можно охарактеризовать одним выражением – поспандемийный синдром. Здесь «новая реальность» внесла коррективы: изменились покупательские запросы, подходы к покупке/продаже квартир, принципы проектирования и организации жилых пространств. Давайте посмотрим, как в течение года менялись покупатели и вместе с ними закреплялись тренды на рынке массового жилья.
События последнего года научили людей простой мудрости – покупай сегодня. Решение о покупке теперь принимается быстро, так как всем известно, что хорошее предложение не задерживается, к тому же стоимость квадратного метра стабильно растёт. Для примера, по показателям рынка новостроек Московской области за 2021 год средневзвешенная стоимость квадратного метра выросла на 23% в Люберцах, на 24% в Балашихе, на 40% в Мытищах. (В Графике 1 представлена годовая динамика средневзвешенной цены предложения в пятерке наиболее востребованных локаций МО)

График 1.
И если в прошлом году основным триггером на рынке новостроек была льготная ипотека по программе господдержки, которая придавала ускорение тем, кто долго не решался и откладывал покупку, то в 2021 году влияние программы стало ослабевать (хотя в начале года новости о перспективах продления/прекращения программы ещё влияли на спрос), покупатели из состояния ажиотажа перешли к более взвешенному и рациональному принятию решений.
Главным трендом стало само восприятие покупки жилья. Из «крыши над головой» квартира превратилась в объект недвижимости со своей финансовой и инвестиционной привлекательностью. Если раньше в сторону инвестирования смотрели отдельные категории покупателей, то сейчас эта практика становится повсеместной и вполне естественной.
Покупая квартиру, человек теперь задумывается о её рентабельности, перспективах развития локации, которые в последствии повлияют на стоимость недвижимости. Более того, всё больше людей стали целенаправленно рассматривать жилую недвижимость как инвестиционный проект и возможность условно пассивного дохода.
В 2021 году стали сдвигаться тенденции в предпочтениях покупателей – людям захотелось больше пространства. С одной стороны, благодаря выгодным условиям программы господдержки для семей многие семьи получили возможность улучшить жилищные условия и стали приобретать большие квартиры. Так, в новостройках Подмосковья спрос на трехкомнатные и четырехкомнатные квартиры вырос за год на 27%.
С другой стороны, те, кто пока не готов на большую квартиру, всё чаще отдают предпочтение «евро» планировкам – квартирам, в которых есть место для большой общей кухни-гостиной и небольших изолированных зон для уединения. Например, девелопер «Главстрой Регионы» озвучил, что в его проектах ЖК «Героев» и ЖК «Столичный» (Балашиха) за год спрос на «евро» двухкомнатные квартиры вырос на +47%, на «евро» трехкомнатные – на +20%. В то время как спрос на студии сократился на -34%, на классические двухкомнатные на -14%.
Данные пример показателен, так как вышеназванные проекты входят в число самых продаваемых по региону. Предприниматель и общественный деятель Олег Дерипаска, основатель группы компаний «Главстрой», в которую входит и «Главстрой Регионы», заложил в своё время принцип – формировать предложение, которое не просто удовлетворяет потребности покупателей, а предугадывает их запросы на будущее. В итоге предложение не следует за тенденциями, а работает на опережение.
Понятие «социальная дистанция» уверенно вошло в наше сознание. Для людей стала важной возможность сохранять комфортное расстояние друг от друга. И, как следствие, общественные пространства и объекты инфраструктуры, места общего пользования и зоны приема курьерской доставки, в том числе бесконтактной, игровые и рекреационные зоны теперь продумываются с учетом запроса покупателей на безопасную дистанцию.
Ещё один тренд «новой реальности» — люди стали работать из дома. Следовательно, помимо спальни, кухни и зоны отдыха в квартире теперь должно быть предусмотрено пространство для работы. На практике это реализуется в виде специального места, задуманного при проектировании: уголка, утепленной лоджии, «кладовой» или отдельного кабинета, если позволяет площадь. По той же причине повысились требования к шумоизоляции и функциональности как возможности изменять пространство квартиры под актуальные запросы жильцов.
Анализируя уходящий год, интересно наблюдать, как трансформируются и взрослеют и покупатель, и рынок. Тенденции, которые возникли стихийно в ситуации кризиса, со временем кристаллизуются и становятся прогрессивными. В заключении хочется привести еще один тренд, без которого уже не представить реальность, — переход в онлайн. Для рынка недвижимости ещё недавно это казалось чем-то немыслимым, а сегодня рынок уверенно перешел и адаптировался в реалиях онлайн пространства.