Экономика

5 причин и 2 этапа диагностики кассовых разрывов

5 причин и 2 этапа диагностики кассовых разрывов

Кассовый разрыв – что это?

Это такая ситуация, когда платить надо, а нечем, потому что деньги на счете внезапно закончились.
Молодые компании чаще сталкиваются с такой ситуацией и могут серьезно пострадать: влезть в долги и даже обанкротится.

Что делать? Как понять причины кассовых разрывов? И можно ли избавиться от них навсегда?

Основные причины:

  1. Бизнес убыточен
  2. Затраты и доходы приравнены к деньгам
  3. Деньги, затраты и доходы не планируются совсем
  4. Долги не учитываются
  5. Сезонность не планируется

Как диагностировать?

Этап 1

Считаем прибыль. Без прибыли – денег не будет.

Прибыль – это доходы от продажи продукции клиентам минус все затраты на ее производство и продажу.

Правильно рассчитать прибыль вам поможет метод «начисления». Это когда доходы и расходы признаются таковыми в момент перехода права собственности на товар от продавца к покупателю. И этот момент может не совпадать с моментом оплатыденег.

То есть не все деньги, поступающие к вам на счет, являются доходами. Так же, как и затраты не равны платежам, которые вы совершаете.

Пример:
К вам на счет поступили деньги авансом, а работу вы еще не сделали. Такие поступления –не доход! Они станут доходом, когда вы выполните обязательства по договору.

Если у вас убыток, то есть затраты больше доходов, то этоглавная причина ваших кассовых разрывов. Нюанс: считайте прибыль за полный год, чтобы исключить ее колебания и фактор сезонности.

Этап 2

Если прибыль есть, то причиной кассовых разрывов может быть ее неразумное использование.

Куда вы используете прибыль?

1) На оплату инвестиций.

Инвестиции – это покупка «длинных» активов, которые оплачиваются сразу, а приносят вам отдачу в виде прибыли постепенно, в течение срока использования. Поэтому вы их покупаете за счет своей прибыли.

2) На выплаты владельцу

Если вы вынимаете из бизнеса денег больше, чем зарабатываете прибыли – вы провоцируете кассовые разрывы.

3) На увеличение оборотного капитала

Оборотный капитал – это деньги, которые вы «запустили» в процесс производства, но они еще не стали деньгами от проданной продукции, то есть не завершили оборот.

Примеры:

  • материалы на складе, которые вы купили и еще не начали использовать
  • Готовая продукция, которую вы еще не успели продать
  • Долги ваших клиентов перед вами (дебиторская задолженность)

Рост оборотного капитала расходует прибыль. Но без него ваша фирма не сможет функционировать, поэтому держите его минимальным!


Как избежать кассовых разрывов?
Планировать деятельность с помощью:
Финансовой модели
Это схема «путешествия» денег внутри компании, которая показывает, как расходы превращаются в доходы.

Платежного календаря
Планирует деньги по формуле: Остаток денег в начале дня + Новые поступления — Выплаты = Остаток в конце дня.

Так ли это надо?
Если вы хотите принимать осознанные решения, планировать надо! И чем раньше вы начнете, тем лучше.

Более детальные пояснения и примеры расчетов прибыли, денег и долгов вы найдете в нашей Группе Во Вконтакте