Общество

Валерий Сурнин об очевидной связи бизнеса и морали

Валерий Сурнин об очевидной связи бизнеса и морали

Что общего между бизнесом и моралью? Многие люди задаются этим вопросом, но далеко не все из них находят правильный ответ. К сожалению, многочисленные негативные примеры ведения бизнеса способствовали распространению в обществе печального стереотипа об аморальности большинства бизнесменов, их направленности исключительно на собственное обогащение и удовлетворение своих властных и финансовых амбиций. На самом деле, между бизнесом и моралью есть очень прочная и очевидная связь.

Может ли аморальный человек стать успешным бизнесменом? Конечно, особенно если не гнушается никакими, даже самыми предосудительными способами обогащения. Именно такой подход господствует сейчас в общественном сознании. Но если мы возьмем историю предпринимательства, то увидим, что в действительности подлинного успеха добивались лишь те деловые люди, которым были отнюдь не чужды высокие моральные принципы.

Если взять историю европейского предпринимательства, то можно с уверенностью говорить: современный европейский и частично американский бизнес создали верующие протестанты – пуритане с присущими им рационализмом и аскетичностью. Именно они сформировали ту этику и мораль предпринимательства, которая впоследствии стала считаться обязательной для всех бизнесменов, желающих соответствовать этому высокому званию. В России успешными бизнесменами всегда были старообрядцы – люди высокодуховные, которые хранили верность традициям и старались следовать устоявшимся религиозно-моральным принципам. Даже сейчас, в нашу не простую с точки зрения морали эпоху, наибольшего успеха добиваются именно те предприниматели, которые не чужды социальной ответственности бизнеса, помогают нуждающимся, демонстрируют высокую скромность в быту и порядочность в деловых отношениях. Причем чем сложнее и интереснее бизнес, тем в большей степени его организаторы склонны придерживаться  морально-нравственных принципов. Духовное развитие – обязательный залог жизненного успеха бизнесмена. Человек с низкими моральными принципами и низкой ответственностью вряд ли сможет стать выдающимся предпринимателем и руководителем, хотя бы по той причине, что он никогда не добьется настоящего, основанного на искренности, а не на зависимости или страхе, уважения со стороны подчиненных, клиентов, партнеров и конкурентов.

В настоящем бизнесе нет места лжи и обману, «подставам», неуважению к партнерам или конкурентам, использованию недобросовестных методов конкуренции. Человек, который пытается нарушать универсальные моральные принципы, сможет разбогатеть, но вряд ли ему удастся приобрести всеобщее уважение в бизнес-сообществе. Его богатство так и останется чисто материальным, более того – в большинстве случаев такие люди достаточно быстро «проматывают» свои состояния, либо за них это делают их потомки.

«Дорога к счастью не пролегает через страх наказания за неблаговидные поступки», – писал в одной из своих популярных работ американский мыслитель Л. Рон Хаббард, предостерегая бизнесменов от аморальных поступков и нарушений государственных законов. Любые аморальные и противозаконные действия, так или иначе, сказываются на деловой репутации бизнесмена, а в нашем информационном обществе открывают еще и превосходные возможности для конкурентов или государственных служб воздействовать с помощью компромата. С другой стороны, человек с моральными принципами, не нарушающий законов государства и норм морали, абсолютно свободен от страхов, он не находится «на крючке» у недоброжелателей или спецслужб, скрывать и бояться ему нечего.

Автор Валерий Сурнин