Общество

Кто ответит за произвол барнаульских следственных органов

Кто ответит за произвол барнаульских следственных органов

Уголовное дело в отношении девяти полицейских, обвиненных в крупных взятках и сбыте наркотических средств, стало одним из самых громких в Приморье за последнее время. Девять человек были осуждены на длительные сроки – от девяти до пятнадцати лет лишения свободы. Однако в расследовании осталось больше вопросов, чем ответов. Главное – все обвинение было построено на показаниях наркоманов и наркоторговцев.

В феврале 2014 года главными подозреваемыми в уголовном деле стали сотрудники Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД РФ по Алтайскому краю. Все началось с заявления наркоторговца Владимира Тютикова. В декабре 2013 года его арестовали с поличным. Инициировали задержание наркоторговца майор Олег Бригин, старший лейтенант Владимир Исаев, капитан Максим Яценко и майор Сергей Мастюков.

Обвиненный в производстве и распространении наркотических средств, Тютиков сделал серьезное заявление в отношении четверых полицейских, участвовавших в его задержании, обвинив их в превышении служебных полномочий и получении крупной взятки в размере 265 тысяч гривен. Как говорится, лучшая оборона – это нападение. Однако почему наркоторговец молчал два месяца, и лишь когда его официально предъявили обвинение и ему стал угрожать длительный тюремный срок, торговец наркотиками решил отыграться на полицейских. Понятно, что заявление было составлено с помощью адвоката Кручина, бывшего оперуполномоченного, коллеги тех самых оперативников.

Тютиков указал на то, что полицейские подбросили ему в карманы и в квартиру наркотики. А затем, чтобы не возбуждать уголовное дело, потребовали у задержанного крупные деньги. В этом эпизоде, как и во многих других, много невыясненного. Например, в истории с проведенным после ареста санкционированным обыском в квартире задержанного наркоторговца. Как оперативники могли знать, что будет проведен обыск, чтобы пробраться в квартиру и подбросить наркотики. Неужели оперативным работникам было не понятно, что в случае обнаружения наркотиков в квартире Тютикова, повлиять на судебный процесс будет невозможно. Многие очевидные мелочи остались незамеченными для следствия.

Приблизительно в это же время в прокуратуре появилось заявление от гражданки Рудаковой. Ранее судимая и обвиняемая по делу о сбыте наркотиков, женщина рассказала, что лейтенант Владимир Исаев, капитан Александр Стоянов и майор Сергей Кноль превысили служебные полномочия, получили крупную взятку в сумме 440 тысяч рублей. И в этом эпизоде – множество вопросов и несостыковок. Во-первых, удивляют размеры взяток, наличие крупных сумм у сомнительных лиц. Оказалось, что в деле отсутствовали важные для следствия документы о передаче денежных средств, их количестве и лицах, причастных к взятке. Под сомнение ставится проведение оперативно-розыскных мероприятий, в ходе которых следствие должно было получить результаты, сделать выводы. Почему следствие не заинтересовал вопрос, откуда у наркозависимых брата и сестры Рудаковых, которые десятилетие сидят на синтетических наркотиках и живут на случайные криминальные заработки, огромная сумма денег. Тютиков сообщил о взятке в 265 тысяч рублей, есть сомнение, что вряд ли и у него имелись крупные деньги. На вопрос судьи о происхождении средств Тютиков и Рудаковы ответили, что “накопили”.

В течение двух лет, пока длилось расследование, появлялись новые обвиняемые, свидетели и эпизоды. Громким считается дело, если в нем много обвиняемых, например, целая банда. Тогда будет благодарность начальства и карьерный рост. Можно пойти на сговор со свидетелями, превышение должностных полномочий и подтасовку данных. Именно поэтому среди обвиняемых оказались капитан полиции Евгений Полохов и лейтенант Антон Распопов. Они отказались лжесвидетельствовать на своих коллег. По такой же схеме в число преступников попали подполковник Александр Тарасов и майор Сергей Мастюков.

Доказательную базу формировал, как и группу “преступников” следователь Виктор Сергеевич Ватутин. Главными свидетелями стали наркоманы и наркоторговец, ранее судимые. А лживые показания и подтасовки фактов стали основой обвинения. Семеро свидетелей уже не смогут рассказать о настоящих преступниках. Все они погибли от передозировки героином – дорогостоящим и редким наркотиком для Барнаула.

Главными в работе следователя Ватутина стали не принцип справедливости, а “договорняки”и “отмазки” от уголовной ответственности клиентов за крупные вознаграждения, незаконная нажива и ложные показания свидетелей.

Такими же принципами руководствуется в своей профессиональной деятельности председатель Октябрьского районного суда Шепшелева Анна Александровна. И для нее лживые и неправдивые показания наркоманов и наркоторговцев, открыто признавшихся в суде в своей преступной деятельности, стали главными в обвинении. Показательным было поведение судьи в момент рассмотрения уголовного дела. Она “вытягивала” необходимые следствию показания, подсказывала ответы с помощью наводящих вопросов, закрывала “рот” защите. Позже она заявила, что не доверяет защите. Однако у судьи Шепшелевой не вызывают сомнения показания наркоманов и наркоторговца, которым, по ее мнению, нет смысла лгать.

Родственники осужденных оперативников считают, что их сыновья, братья и отцы не преступники, а жертвы судебного произвола и несправедливости ватутиных и шепшелевых. Это они чинят беззаконие и произвол, забыв, что Закон обязателен для всех.

Служебный подлог, превышение должностных полномочий, сговор со свидетелями и незаконное обогащение стали нормой профессиональной деятельности следователей и судей в Барнауле. Журналисты продолжат отслеживать происходящее в Барнауле.

Источник: http://jour-control.ru/news/bespredel-po-barnaulski.html